Надежда Занина
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над данной темой была выбрана нами не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Особенно, это актуально для детей с нарушением зрения. Так как зрительное восприятие у них затруднено. А от того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения :
- недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
- органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику; образ становится фрагментарным;
- из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;
- нарушения зрительной сферы бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета;
- дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа;
- у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах - инактивность восприятия;
- недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие слухового восприятия
- Развитие обоняния
- Развитие тактильно - кинестетического восприятия
Одним из эффективных средств развития сенсорного восприятия являются дидактические игры и упражнения.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
Игры, формирующие умения различать:
-форму,
-цвет,
-величину,
-пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия:
«Тихо - громко» «Кто позвал»
«Угадай, на чем играю» «Иди на звук» «Где звучит?» (близко - далеко) «Что шумит?»
Игры и упражнения на развитие тактильно - кинестетического восприятия:
- «Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т. д.)
-«Из чего сделано»
-«Найди, узнай и назови» (фигурки, игрушки в космическом песке, манной крупе). - «Чудесный мешочек» - «Узнай плоскую и объемную фигуру» Учиться, играя, так интересно!