Файзуллина Лия
Урок в вокальном отделении ДШИ «Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок преподавателя вокального отделения
МБУ ДО ДШИ с. Ахуново
Файзуллиной Лии Мунировны
«Развитие образного и эмоционального мышления посредством имитационно- игровых элементов у детей младшего школьного возраста»
Цель: развитие творческого потенциала ребенка, его образного и эмоционального мышления посредством вокально-речевых игр. Постепенное приобщение ученика к систематическим вокальным занятиям
Задачи:
Публикация «Урок в вокальном отделении ДШИ „Развитие образного и эмоционального мышления у детей младшего школьного возраста“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- ДШИ. Детская школа искусств
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
- формирование у детей певческих умений и навыков: выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции, способствующих выразительному исполнению.
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости.
- формирование осознанного подхода к занятиям вокалом.
Структура занятия
1 Организационный момент
2. Приветствие, положительный настрой на занятие
3. Сообщение темы занятия.
4. Практическая часть:
-певческая установка
-дыхательные упражнения
-речевые игры
-вокальные игры
-распевание
5. Исполнение песни
6. Итоги занятия
Приветствие.
-Добрый день, уважаемые преподаватели! Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (свободное общение с целью положительного настроя на занятие)
- У нас сегодня гости, поздороваемся с ними протяжно, приветливо
(Распевка «Здравстуйте ребята!»)
-Сегодня наш урок будет проходить с учениками первого года обучения отделения вокального искусства Хажиевой Элизой и Сайфуллиной Лейсан.
Тема занятия: «Развитие образного и эмоционального мышления посредством имитационно-игровых элементов у детей младшего школьного возраста»
Выбирая эту тему для нашего урока, я руководствовалась тем, что большинство моих учеников младшего школьного возраста. По характеру они веселые, шумные, любят поиграть, а уже потом поработать. Данная методика помогает постепенно приучить ученика к систематическим занятиям вокалом, адаптироваться в новом для них направлении обучения
Речевые игры предполагают подготовку органов речи и слуха к восприятию правильного звука и к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным. Использование речевых упражнений - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру.
Цель вокально-речевых игр сформировать и развить подвижность голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации. Вокально-речевые игры, выполняя роль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические способности. Музыкальные речевые игры развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки, дыхательный и артикуляционный аппарат, укрепляют здоровье детей. Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает провести занятие - интересно, а детям быстро усвоить музыкальный материал.
Давайте перейдем к нашей любимой части.
Практическая часть.
1. Певческая установка
-Чтобы правильно петь, нужно правильно стоять, или сидеть. Мы сейчас потренируемся в этом.
- «Пружинки». Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч.
По команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом, отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.
- «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак, а затем вперед надеваем, тем самым освобождаем плечи и корпус.
Произносим скороговорку.
2. Дыхательные упражнения
- «Бегемотик». Цель: тренировать силу вдоха и выдоха
Исходное положение лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
-«Надули шарик». Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время. Медленно через рот на звук «с» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик».
- «Собачка» - говорим «Ав-ав», положив руки на живот, ощущая как он двигается. Затем короткое «Ав» переходит в длинное А-а-а-ав, с тем же движением передней стенки живота.
- «Роза»-руками делаем «бутон», затем цветок распускается, мы удивляемся на вдохе «Ах»
Цель: Образование звука при опоре на дыхание
3. Речевые игры
- «Настоящий артист»
Цель игры: сформировать хорошую дикцию, познакомить с динамическими оттенками, развить силу голоса, подвижность голоса, тон речи.
Преподаватель предлагает прочитать стихи с разной динамикой в голосе
(Прочитать громко, недовольно)
Хрюшки-хрюшки недовольны:
Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат
Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат
(Прочитать громко, с тревогой)
Высоко кричит синичка:
“Ой, как выросла клубничка
Нужно быстренько срывать
Полетела деток звать!”
(Прочитать тихо, ласково)
Щёчки, щёчки, щёчки
Ямочки, комочки;
Целый день до ночки
Улыбайтесь щёчки!
(Прочитать громко, тихо)
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише Танечка не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(Прочитать тихо, громко)
Тише, тише мыши
Кот сидит на крыше
Мышка, мышка берегись
И коту не попадись!
-Имитационно-вокальная игра «В лесу». Цель: формирование навыков правильного звукообразования
Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а.» —штро-бас на связках.
Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у.», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.
Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш.» на продолжительном выдохе.
Падают на землю острые иголки с елок. Произносят короткие «а, а, а.» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.
Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а.» в низком регистре.
Зудят комары. Пропевают «з-з-з.».
Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!»:
А где-то по шоссе едет машина бр-бр-бр "Губной вибрант"
- «Эхо». Цель: развитие динамики.
-Отвечайте эхом (повтором) на мои вопросы.
4. Вокальные игры
-«Угадай мелодию». Цель игры: развитие музыкальной памяти.
Оборудование: фонограмма знакомых песен, конфеты,фишки
После прослушивания мелодии нужно угадать и спеть песню.
За правильный ответ дается конфетка.
5. Распевание, пение
Чтобы звонче песни петь,
Не басить нам как медведь.
Петь весёлые припевки
Помогает нам (Распевка):
1. Я пою-хорошо пою
2. От топота копыт пыль по полю летит
3. Ладошки (темп и ритм)
Исполнение песни.
-Чтобы перейти к основной части нашего урока-повторению песни «Ёлочка» Александра Кудряшова, - я предлагаю нам не просто исполнить ее, а еще раз поиграть. Наши гости нам в этом помогут.
- «Светофор» Цель игры: развитие вокальных навыков, зрительного внимания.
Оборудование: круглые цветные карточки (цвета - зелёный, желтый, красный). Преподаватель предлагает спеть знакомую песню, обращая внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют громко вслух, на жёлтый свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все фразы песни вступив точно и вслух, и про себя,
Итоги занятия.
-Пришло время подвести итоги нашего занятия. Ну как, дети, понравился вам наш урок? (отвечают)Вот так легко, веселясь и играя можно провести занятия по вокалу. Урок от этого не становится менее продуктивным, а элементы имитационных и вокально- речевых игр помогают быстро усвоить материал.
Домашнее задание: выучить до конца песню «Ёлочка»