Анастасия Дунаева
Характеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать
Эмоциональная сфера является неотъемлемой составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, видеть эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является очень важной частью в становлении личности ребенка.
Публикация «Характеристика негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
Дети с расстройствами зрения подвержены серьезным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создает затруднение в пространственной ориентировке: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярной ориентации, что ведет к «пространственной слепоте». Это все ведет к тому, что дети не различают глубину, объем, расстояние, что ведет к затруднению в общении. Так же это вызывает отрицательные эмоции у детей с нарушением зрения [4].
У детей с нарушением зрения выделяют такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность вследствие чего у детей появляются одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-этической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми, но важную роль в общении играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. То, что дети не могут в полной мере мимикой и жестами показывать свои эмоции, вызывает затруднения в общении с взрослыми.
Для развития неречевых средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно зрительного из-за этого у детей с нарушением зрения возникают проблемы при общении на расстоянии по причине снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.
Дети с нарушением зрения часто имеют неблагополучный психоневрологический статус. Наблюдается повышенная психическая ранимость вследствие общего ослабления организма и несформированности многих регуляторных процессов [2].
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие проходит значительные изменения усложняется, дифференцирует характеристики и интегрирует их в единую целостную систему. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением имеет такие черты как: ситуативное эмоциональное реагирование, расширение ряда эмоций (базовые - социальные, узнавание эмоциональных состояний по выражению лица, социальное преобразование выражения эмоций, формирование структуры представлений об эмоциях, вербальное обозначение эмоций [6].
Эмоциональное развитие детей с косоглазием и амблиопией имеет отличительные особенности, обусловленные трудностями зрительно-пространственной ориентации, недостаточностью зрительной информации при монокулярном характере зрения, ориентации в процессе лечения на хуже видящий глаз, неудовлетворенностью социальными и перцептивными контактами с окружающим миром. К ним относятся: существенный недостаток целостности понимания эмоциональных переживаний людей; присутствие редуцированной структуры знаний об эмоциях, негативная рефлексия по типу неуверенности, тревожности, импульсивности и другие [1].
Процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка - очень важная задача. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.
В условиях зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития :
- недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;
- неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;
- недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей;
- недостаточно развитые представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;
- наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности [5].
Экспериментальное исследование И. Фильчиковой выявило ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения :
- замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения равны детям с нормой развития более младшего возраста);
- сложности использования пантомимики при показе эмоций;
- неполная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций.
Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается повышенная тревожность. И. П. Подласый обращает внимание на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения :
- повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
- страх перед всем новым, необычным;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- ожидание неприятностей, неудач;
- стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
- безынициативность, пассивность;
- склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
- страх общения с новыми людьми;
- неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость [3].
Можно сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как вина, страх, обида, злость. У большинства они связаны со страхами социума, т. е. общения с другими людьми. Анализируя отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения, поэтому эмоциональную сферу детей с нарушением зрения необходимо развивать
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – М. : Издательство «Каро», 2006. – 336 с.
2. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / В. И. Лубовский. – М. : Издательство «Академия», 2005. – 464 с.
3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Издательство «ВЛАДОС», 2002. – 352 с.
4. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М. : Издательство «Полиграф сервис», 2000. – 250 с.
5. Федоренко, Ю. В. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Ю. В. Федоренко. – Н. Новгород, 2010. – 200 с.
6. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М. : Издательство «Инфра», 2000. – 140 с.