Ольга Фадеева
Статья «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания»
Публикация «Статья „Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Музыка – самая доступная, приятная и замечательная форма общения между взрослым и ребенком. Творческие способности – это индивидуальные характеристики человеческих качеств, которые необходимо развивать с детства. Развитию творческих способностей человека способствует присущая дошкольникам открытость всему новому, любознательность, эмоциональность, целостность восприятия, яркое воображение, образное мышление, активное отношение к окружающей действительности. Особенности творческого развития дошкольников зависят от многих факторов: возрастных и психологических особенностей ребенка, особенностей его личности, богатства жизненного опыта, умения сосредоточиться на задаче, планировать свою работу, от характера.
Старший дошкольный возраст – сенситивный период для развития творческих способностей, поскольку является периодом бурных процессов преобразований в физиологии и психике личности. Для успешного развития творческих способностей дети старшего дошкольного возраста должны иметь мотивы, уметь ставить цели и достигать их.
Музыкальное творчество детей старшего дошкольного возраста может быть разнообразным. Простой импульс к творчеству – заинтересовать детей в изобретении собственной интерпретации музыкального произведения, отголосков и вариантов мелодии, собственной версии исполнения песни, собственного элементарного инструментального сопровождения и так далее. Вы можете развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста на любом музыкальном и немузыкальном материале.
Например, к творчеству дошкольников могут побудить :
–поэтический и прозаический текст, его содержание, звуковые краски и интонации;
– мир звуков, окружающих ребенка – стук копыт, щебет птиц, звук падающих капель, крики голосов, звон колокольчиков и тому подобное;
Творческие изобразительные задания: нарисовать по сюжетам музыкальных произведений, вылепить персонажей музыкальных сказок, пьес, песен из глины или пластилина; разработать и оформить программу и афишу концертов, музыкальных спектаклей; создать эскизы костюмов для актеров опер, балетов, мюзиклов; макетирование фрагментов декораций, музыки : воспроизведение образов, характера музыкального произведения. Пластическое творчество – продолжает линию развития эмоциональной реакции детей на музыку : воспроизведение образов, характера музыкального произведения.
Творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки может быть организована в групповой работе. Итак, во время прослушивания работы детей просят проанализировать прослушанную работу, выполнив соответствующее задание, поставленное перед группой:
–"писатели" – дать название музыкальному произведению, подобрать поэтические строки;
–"художники " – охарактеризовать цвет мелодии произведения, определить "цвет" музыки;
–"аналитики – для определения характера музыкального произведения, средств выражения, которые композитор использовал для создания образа.
Можно разделить детей на разные по музыкальной деятельности группы :
"вокалисты" – художественное исполнение песни; "инструменталисты" – игра на ударных музыкальных инструментах; музыкальные критики " – анализируют выступление сверстников.
Методические приемы "Музыкальная копилка", "Какую линию мне выбрать?" эффективно используются для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
«Музыкальная копилка». Детям предлагается пополнить "копилку" определенной группой музыкальных инструментов : духовых, струнно-смычковых, ударных или народных. Каждый из участников должен назвать вслух один из музыкальных инструментов, имитировать игру на нем и поместить его мысленный образ в "музыкальную копилку". Руководствуясь этим принципом, " копилку " также можно обогатить музыкальными выразительными средствами, жанрами, стилями музыки…
"Какую линию мне выбрать?" Во время звучания музыкального произведения, ребенок рисует линии, соответствующие настроению музыки. Например: плавные, волнистые линии – к спокойной, прямые, четкие – к решительной, отрывистые – к легкой, грациозной мелодии. Линии могут быть того цвета, который лучше всего соответствует настроению музыки.
"Импровизация" – один из способов развития творческих способностей дошкольников. Дети очень любят что-то изобретать, комбинировать, создавать. Вокальные импровизации могут быть переходным звеном к разучиванию песни, когда дети придумывают мелодию для заданного текста. Импровизировать голосом можно собственные имена, музыкальные диалоги между детьми и педагогом, между парами дошкольников, между солистом и всем коллективом.
Творческие задания на основе мелодий – мелодические импровизации:
– импровизация на заданные звуки, заданный ритм;
–домыслить вступление, концовку;
– "поющая перекличка" : ребенок или учитель произносит мелодию (фразу, интонацию, а другой повторяет, меняя темп, тембр, динамику. Вы можете предложить детям "зерно-интонацию", и они по очереди "выращивают" готовую фразу из маленького "зерна", стараясь при этом сохранить характер, присущий начальной интонации.
Следующим этапом речевых импровизаций является ритмизация (чтение в собственном ритме) стихотворных строк (образцов детского литературного фольклора, детской поэзии).
Инструментальные импровизации связаны с использованием простейших музыкальных инструментов : ударных инструментов и ритмического сопровождения пьес, песен, музыкальных сказок, языковых импровизаций.
Таким образом, с помощью музыки педагог может способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для этого он может использовать различные методы и приемы. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки требует от педагога личностно-ориентированного подхода и педагогического мастерства.