Ирина Аршавская
Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие педагоги и родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении. А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей : нужно уметь развить эти задатки.
Публикация «Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
О художественно-творческом воспитании дошкольников написано множество интересных и ценных в методическом плане книг, пособий, рекомендаций и статей. На сегодняшний день возникла необходимость посмотреть на предыдущий опыт с современных позиций, проанализировав некоторые проблемы. Б. Ананьев, Н. Брюсова, Т. Шпикалова пришли к заключению, что изобразительное искусство - уникальный учебный предмет, который предоставляет детям множество возможностей для творческого самовоплощения, развития образно-ассоциативного мышления, воображения, фантазии, художественного восприятия и тому подобное.
Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года, и здесь очень важно не пропустить этот момент, вовремя поддержать ребёнка в стремлении творить, экспериментировать.
В нашем центре развития «Улыбка» уже более десяти лет работают группы раннего развития детей от двух до трёх лет. Они являются первой ступенью в системе подготовки детей к школе. В комплекс входят занятия по сенсорному, музыкальному и художественному развитию детей младшего дошкольного возраста. Обучая детей изобразительной деятельности, я решаю задачи не только по развитию мелкой моторики, ручной умелости. На занятиях решаются также следующие задачи: развитие познавательной активности, через знакомство с окружающим миром (временная цикличность, отображение в работах окружающей действительности); развитие эмоциональной сферы личности ребёнка (сопереживание героям сказок, желание помочь, сделать подарок, порадовать); а также развитие социальных и коммуникативных умений у детей путём взаимодействия их с педагогом, взрослыми. Но все-таки, главной задачей для себя я ставлю развитие творческих способностей у детей уже в таком возрасте.
С детьми 2 – 3 лет занятия провожу совместно с родителями, или лицами их замещающими. В каждой группке 6 – 7 детей и родителей. И это является очень важным компонентом в развитии художественных навыков и творческого начала у детей данного возраста. Во-первых, присутствие близкого человека, его поддержка, способствует созданию комфортной, доверительной атмосферы во время занятия, помогает ребёнку почувствовать себя более уверенно. Во вторых, самым действенным способом обучения в этом возрасте является подражание действиям взрослого, а также сотворчество, выполнение задания совместно с о взрослым. И в - третьих, присутствуя и работая вместе со своим ребёнком, родители повышают и свою педагогическую грамотность, а выполняя поручения педагога, закрепляют с ребёнком полученные знания вне занятий, в комфортных домашних условиях, не ограничивая ребёнка во времени и материалах, что, несомненно, положительно влияет на развитие творческих способностей детей.
Проводимые мною занятия для детей 2 – 3 лет по изобразительной деятельности также имеют свои особенности и свою структуру:
1. Продолжительность не превышает 15 минут
2.. Всё занятие проходит в игровой форме и имеет единый сюжет.
3. На протяжении одного занятия дети выполняют два, а то и три вида продуктивной деятельности.
4. Детям часто предоставляется выбор изобразительного материала, а к концу первого года обучения и техники выполнения работы.
5. На занятиях часто используются нетрадиционные техники рисования и разнообразный подручный и бросовый материал.
6. Каждое занятие заканчивается минуткой рефлексии.
А теперь подробнее о каждом этапе.
Так как у детей данного возраста внимание непроизвольное, они не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что само по себе привлекательно, запоминают то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов в работе и при общении с данной возрастной группой.
В начале каждого занятия создаётся игровая ситуация. Чаще всего, это встреча с яркой игрушкой, с которой можно поздороваться, потрогать её, рассмотреть со всех сторон, отметить его размер, фактуру материала, выслушать её историю, как бы «войти в сказку», стать её участником. Отрывок из детского мультфильма, помогает более живо обрисовать проблемную ситуацию, пробуждает желание помочь герою, подумать о том, как это можно сделать.
На протяжении всего занятия, этот герой постоянно подбадривает и хвалит детей за старание, отмечает успехи. В конце занятия, благодарит детей за помощь, иногда награждает их весёлой песенкой, игрой с ребятами.
Так как внимание детей 2-3 лет неустойчиво, и они быстро могут потерять интерес к выполняемой работе, я в течении занятия неоднократно меняю виды деятельности. В самое продуктивное время занятия, я знакомлю детей с новым материалом, новым способом рисования, приёмом лепки, аппликации. А во второй половине занятия, когда внимание начинает слегка рассеиваться, и дети теряют интерес к работе, я меняю вид деятельности на более лёгкий, и закрепляю те навыки, которые были усвоены ранее.
Приведу пример такого занятия. Рисуя новогоднюю ёлочку для зверей, в первой половине занятия мы осваиваем технику рисования сухой кистью («стряхиваем с веточек снежок»). Техника довольно сложная для детей 2-х лет и требует внимательности и умения владеть кистью. Во второй половине занятия, мы украшаем ёлочку новогодними шарами. Для этого малышам даётся пластилин разного цвета. Дети отщипывают кусочки от пластилина и доступным для них способом раскатывают шарики, методом сплющивания придавливают их к картинке (данные умения у детей были освоены ранее и не вызывают у них большого затруднения). Они выполняют данное задание с удовольствием. Это позволяет поддерживать высокую работоспособность ребёнка на протяжении всего занятия и создаёт ощущение успеха, так как ребёнок видит положительный результат. В такой работе есть и элемент творчества. Дети по своему вкусу выбирают пластилин любого цвета, сами решают, куда повесить шарики, могут добавить и сосульки, с помощью краски и ватной палочки украсить ёлку огоньками (ставя ватной палочкой точки на ёлке, или таким же способом вокруг неё нарисовать снег, приклеить вырезанную фигурку животного под ёлочку.
В конце занятия все работы вывешиваются на доску, а дети на большом экране видят, как звери веселятся вокруг ёлочки, водят хороводы (отрывок из мультфильма «Зимняя сказка»). Можно вместе с лесными жителями выполнить танцевальные движения, похлопать в ладоши и попрыгать.
Очень важно научить детей правильно держать кисть, пользоваться клеем, рисовать линии, освоить традиционные техники работы с краской, кистью, карандашом. Но не менее важно познакомить детей и с нетрадиционными техниками рисования: ладонью, пальчиками, печатками, трубочкой, крышками, ниточкой, крупой, различным упаковочным материалом. Использование в аппликации разнообразного бросового материала, макаронных изделий, разовой бумажной посуды и так далее, расширяет круг детских изобразительных возможностей, подталкивает их к экспериментированию с материалами, цветом, предметами. Доставляет детям истинное удовольствие и несомненно учит их мыслить креативно.
Необходимо постоянно поддерживать это стремление детей, развивать их пытливый ум, фантазию, воображение. И в этом я не устаю убеждать родителей. Для чего и прошу их продолжать работу дома. Для детей же это просьба от их любимого героя. Так, расписав новую вазу для куклы Тани, (старую, по сюжету, разбил кот Васька, прошу детей нарисовать, или вылепить, или наклеить из цветной бумаги, букет для Тани, мамы, бабушки. Порадовать их красивым подарком. Таким образом, дети, совместно с родителями, не только закрепят освоенные навыки, но и продолжат работу по воспитанию художественного вкуса, а родители, предоставив маленьким творцам разнообразный материал и свою поддержку, смогут насладиться совместным творчеством.
Комбинирование на одном занятии по изобразительной деятельности разных видов продуктивной деятельности, использование нетрадиционных материалов для изображения разнообразных предметов, явлений, используется мною с детьми среднего и даже старшего дошкольного возраста. И по своему опыту могу сказать, что этот метод очень эффективен для развития творческого мышления. Он учит детей быстро находить решение в затруднительной ситуации не только в изобразительной деятельности, но и решении логических задач, и даже в развитии связной речи, например при сочинении сказок, в решении бытовых вопросов (Чем нарядить новогоднюю ёлку, если нет игрушек? Как сделать подарок своими руками? Как отремонтировать колесо игрушечной машинки, если нет клея). Ведь развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.