Надежда Галкина
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Галкина Надежда Васильевна
2. Доминирующая образовательная область Речевое развитие
3. Вид деятельности детей Коммуникативная
Музыкальная
Изобразительная
Познавательно-исследовательская
4. Форма организации Занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Тема образовательной деятельности Путешествие в зимнем лесу
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
- просьба помочь решить проблему.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
- решение проблемных ситуаций;
- диалоговая беседа;
- рассматривание слайдов презентации с маршрутом путешествия в «Зимнем лесу».
3. Приемы организации практической деятельности детей:
- индивидуальное изготовление снежинок
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- создание проблемной ситуации;
- чередование видов деятельности;
5. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение в ходе ОД;
- самоанализ;
- обсуждение полученных результатов.
3. Интеграция образовательных областей Речевое: подбор определений к слову «Зима», составление предложений и схем к ним, отгадывание загадок, составление рассказа по мнемотаблице, индивидуальное сообщение «Зимние забавы»,
Социально-коммуникативное: диалоговая беседа.
Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Зимние забавы», закрепление названия фигур и цветов.
Художественно-эстетическое: изготовление снежинок
Физическое: динамическая пауза
4. Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет)
5. Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зиме, путем использования современных речевых технологий
6. Задачи: образовательные:
- активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- закреплять умение подбирать прилагательные к слову «Зима»;
- закреплять умение составлять предложения по картине, по мнемотаблице;
развивающие:
- развивать речевую активность детей;
- упражнять в отгадывании загадок и выявлении признаков однокоренных слов;
- развивать познавательно - исследовательский интерес, логическое мышление, память и речь детей;
воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, умение работать в команде.
7. Планируемые результаты: - ребенок активен в разных видах познавательной и речевой деятельности; по собственной инициативе, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;
- ребенок называет в последовательности слова в предложении; правильно использует грамматический строй речи, согласует слова, произносит звуки в слове;
- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно выполняет работу по схеме, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;
- ребенок активно использует монологическую речь, используя грамматические формы, правильно согласует слова в предложении;
- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Центр познавательной активности: проектор, ноутбук, презентация с маршрутом путешествия, картины о зиме, снежинки с загадками, фонарик, интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Центр творчества: схемы снежинок, камешки Марблс, манка, картон, клей ПВА, цв. карандаши, счетные палочки
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах Рассматривание иллюстраций о зиме, составление предложений о зимних забавах, отгадывание загадок, составление рассказов о зиме по мнемотаблицам, работа со схемами.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 30 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели 5 мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) - Ребята, у нас с вами видео звонок. Как вы думаете, кто нам звонит?
- Давайте ответим и узнаем, кто же нам звонит.
Зима: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Зима. Слышала я, что вы очень хорошие и умные ребята и мне очень бы хотелось поближе с вами познакомиться и выяснить, что вы обо мне знаете. Поэтому я приглашаю Вас к себе в гости в зимний лес. В лесу вас ожидает много испытаний, если вы справитесь со всеми заданиями, то доберетесь до моего снежного замка и сможете встретиться со мной. А добраться до меня вам поможет карта зимнего леса с маршрутом вашего пути. До встречи! Жду Вас с нетерпением!»
1.2 Мотивация деятельности детей - Ребята, и как мы поступим? Что вы предлагаете?
- Все согласны отправиться в гости к Зиме?
-Ребята, а какая зимы бывает. Подберите определение к слову «Зима»
Игра «Зима какая»
Зима (какая) – снежная, холодная, суровая, морозная, метельная, русская, долгая, веселая, ледяная, злая, вьюжная, белая.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) - В лесу зимой много снега, все тропинки замело, как же мы доберемся до снежного замка? На чем можно по снегу добраться? (на санках, лыжах, снегоходе)
- Предлагаю вам отправиться в лес на лыжах. Приготовились? Поехали.
- А чтобы не было скучно в пути, слушайте меня и повторяйте:
Ма-ма-ма – наступила зима.
Ок- ок- ок – на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы-мы-мы – не боимся мы зимы.
II. Основная часть: Презентация ситуации.
Выявление проблемы.
Выявление проблем, обсуждение полученных результатов.
Систематизация полученной информации о зиме.
Продуктивная деятельность. 22 мин.
- Ребята, посмотрите на карту нашего маршрута, что нас ожидает впереди? (ледяная дорожка)
- Чтобы будем делать, чтобы не поскользнуться и безопасно ее пройти? Правильно нам нужно выполнить задание.
1 Задание «Собери картину и составь по ней предложение».
- Чтобы выполнить это задание нужно разделиться на две команды. Вы дружно всей командой собираете картину из частей и составляете по ней предложение.
- Молодцы, картины собрали. Первая команда, какое предложение вы составили?
- Сколько слов в вашем предложении?
- Вторая команда у вас какое предложение получилось?
- Сколько слов в вашем предложении?
- С чего начинается предложение?
- Что стоит в конце предложения?
- Составьте схемы ваших предложений на листочках.
- Молодцы! Ребята, а что изображено на ваших картинах? Каким названием их можно объединить? (Зимние забавы)
- А подробнее, какие еще зимние забавы есть, нам расскажет Андрей.
Андрей:
Дети всегда с нетерпением ждут наступления зимы. Зима – это хорошее время для игр и развлечений на свежем воздухе.
Самые веселые зимние развлечения - это игры в снежки, катание с горки и лепка снеговика. Я зимой люблю кататься на лыжах и коньках. На новогодних каникулах мы с родителями ездили на лыжную базу и в ледовый дворец. Еще зимой мне нравиться строить снежную крепость и играть в нее с друзьями.
Ребята, я вам всем желаю весело и интересно провести время зимой. Зимние прогулки очень полезны для нашего здоровья.
- Ребята, вот мы и справились с нашим заданием и можем оправляться дальше в путь. Посмотрим на маршрут нашего пути, что нас ожидает впереди?
(огромный сугроб)
- Что будем делать, чтобы пройти это испытание? Правильно выполним еще одно задание.
2 Задание. «Разгреби сугроб».
- Задание называется «Разгреби сугроб». Чтобы с ним справиться будем брать по одной снежинке, и отгадывать загадки. А снежинки не простые, они волшебные, если посветить на них фонариком можно увидеть внутри отгадку. Приступаем.
1. Этот предмет помогает детям лепить снежки. (Снежколеп)
2. Эти сказочные сани
Даже в гору едут сами. (Снегоход)
3. Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился … (снеговик)
4. Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
6. Эта вещь для детворы,
Для катания с горы.
В них по снегу, и по льду,
В детский сад детей везу. (Снегокат)
7. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
8. На дорогу, поле, лес
Звёзды падают с небес.
Собирал я их, ребята,
Целый день большой лопатой. (Снегопад)
- Ребята, что интересного вы заметили в словах отгадках? (во всех словах есть одинаковая часть - «снег- снеж»)
- Эта часть называется – корень, а такие слова называются однокоренными словами, вы познакомитесь с ними позже в школе.
-Молодцы! Справились еще с одним заданием, и можем продолжить наше путешествие по зимнему лесу. Посмотрите на карту, кажется, начинается сильная вьюга, что будем делать, чтобы безопасно ее пройти?
- Правильно, выполним следующее задание.
3 Задание «Четвертый лишний»
- Поиграем в игру «Четвертый лишний». Перед вами на экране четыре предмета, нужно назвать лишний и объяснить почему.
- Молодцы ребята! Справились еще с одним заданием и можем отправляться дальше. Ребята вы слышите это? Кажется, кто-то плачет.
- Здравствуй зайка, что случилось, почему ты плачешь?
Зайка: Здравствуйте, ребята! Я плачу потому, что мои картинки перепутались, и я не могу разложить их по парам. Помогите мне, пожалуйста.
- Ребята, поможем Зайке?
Игра «Противоположности»
- Ребята, посмотрите на свою картинку и на картинки товарищей, найдите противоположную вашей по смыслу картинку, и подойдите к своей паре.
Зайка: Спасибо вам ребята, за то, что помогли мне. За это я хочу поиграть с вами в игру.
Динамическая пауза.
Зайка: До свидания ребята!
-До свидания, Зайка! Ребята, посмотрите на маршрут нашего пути, на нас надвигается снежная буря. Что будем делать, чтобы пройти ее безопасно?
- Конечно, выполним следующее задание.
4 Задание «Изготовь снежинку»
- Ребята, а из чего можно изготовить снежинку, из какого материала?
- Выберите себе одну фигуру со схемой.
- У кого круглая схема на голубом фоне, тот будет рисовать снежинку манкой.
-У кого квадратная схема на белом фоне, тот будет рисовать снежинку, соединив ее по точкам.
- У кого прямоугольная схема на желтом фоне, тот будет выкладывать снежинку из счетных палочек.
-У кого схема в виде ромба на оранжевом фоне, тот выкладывает снежинку из камешек - льдинок.
- Займите места за столами и приступайте к работе.
- Какие красивые снежинки у вас получились, молодцы! Пройдите, посмотрите друг у друга, какие снежинки изготовили ваши друзья.
- Справились еще с одним заданием и отправляемся дальше.
- Ребята, чувствуете, как похолодало – это мороз покрепчал. Что будем делать, чтобы справиться с ним и не замерзнуть? Выполним последнее задание.
5 Задание «Зашифрованный рассказ»
- Ребята, на экране в таблице зашифрован рассказ о зиме. Попробуем его расшифровать. По очереди составляем по одному предложению.
- Вот и получился интересный рассказ о зиме.
- Молодцы, ребята! Справились мы со всеми заданиями. Посмотрите, вот мы и добрались до снежного замка Волшебницы зимы. А где же сама хозяйка?
III. Заключительная часть Заключительный этап решения проблемы.
Выдвижение новых проблем. 3 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Зима: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас в моем замке. Я наблюдала из своих владений, как вы ловко и умело справляетесь со всеми моими испытаниями. Я убедилась, что вы действительно умные, любознательные и смелые ребята.
Итог.
- Ребята, расскажите Зиме, какие впечатления у вас остались от нашего путешествия по зимнему лесу?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- А какое задание было самым сложным?
Зима: Ребята, пойдемте, я покажу вам свои владения, а вы нарисуете мне рисунки и выразите в них свои впечатления от вашего путешествия.