Наталия Прокопьева
Применение первого дара Фрёбеля в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Фридрих Фрёбель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
Публикация «Применение первого дара Фрёбеля в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.
Все игры Фрёбеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Они называются «дарами». Даров шесть. В своей работе с малышами я использую первый дар : это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета
Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком рекомендуется выбрать голубой, так как он меньше всего напрягает зрение. Мячик вешается у колыбели двухмесячного малыша. В качестве мячика можно использовать легкий клубок ниток или тряпичных лоскутков, закрепленный от раскатывания. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.
В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.
В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.
Когда я впервые попробовала поиграть с мячиками Фрёбеля., я очень удивилась своим впечатлениям! Раньше я, конечно, видела эти мячики и хорошо знала эти упражнения по учебникам истории зарубежной дошкольной педагогики, но никогда не держала их в руках. Ощущения очень приятные – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные. И с ними действительно хочется играть!
Первое впечатление – оказывается, действительно, нужно для каждого движения с мячом совершенно по-особому вести руку, причем эти движения и различия между ними очень тонкие, едва заметные даже для меня! И для ребенка это очень важное упражнение, которое развивает сенсомоторную координацию.
Мячик мы держим за веревочку и показываем ребё нку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения.
Цель: знакомить с цветами, первичное понимание формы.
Задачи:
Развивать сенсорные навыки
Развивать мелкую мелкую моторику рук
Развивать пространственное мышление
И совершенно необязательно покупать готовые мячики Фрёбеля. Вполне можно связать крючком разноцветные шарики или использовать лоскутные мячи для этой игры. Нам эти мячики связала мама одной из воспитанниц.