Карпенко Валентина Дмитриевна
Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)»
Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, а также использовать и апробировать специальные подходы, инновационные технологии к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании.
Публикация «Опыт работы „Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Нашу группу посещают дети с ЗПР и РАС, у которых имеются особенности развития: высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, недостаточный уровень развития памяти. У детей с РАС отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Особая сложность -формирование связной речи у таких детей.
В речи таких детей существует множество проблем:
- Дефекты произношения;
- Небольшой словарный запас;
- Односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение);
- Бедная дилогическая речь (неспособность грамотно построить вопрос, построить краткий или развернутый ответ);
- Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;
- Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Дети с РАС очень необщительны, не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы, а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве. Кроме того, что дети с РАС не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми).
Профстандарт обязует нас, педагогов, использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
На основании мониторинга, мы определили дальнейшие методы и формы работы с детьми нашей группы.
При обучении детей с ЗПР и РАС мы задействовуем как можно больше анализаторов (слух, зрение, осязание и т. д.)
В своей работе мы широко используем мнемотехнику – искусство запоминания для развития связной речи, памяти, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, воображения, мелкой моторики рук детей. Мы определили структуру мнемотехники, которая строится от простого к сложному:
- Мнемоквадраты;
- Мнемодорожки;
- Мнемотаблицы.
Мы начали работу с применения мнемоквадратов. Например, давали слово «мальчик», его символическое значение, знакомили с понятием «многоугольник» - много углов или с понятием «трудолюбие» - любить трудиться. Дети постепенно поняли, что значит «зашифровать» слово.
Затем последовательно перешли к мнемодорожкам – поэтапному кодированию сочетания слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным обозначениям. Мнемодорожки мы используем при заучивании чистоговорок, скороговорок, пословиц, загадок.
Далее перешли к следующему этапу – работе с мнемотаблицами. Мы используем их для:
- Обучения составлению описательных рассказов;
- При заучивании потешек для автоматизации звуков;
- При заучивании стихов;
Т. к. у наших детей низкий уровень развития памяти, мы столкнулись с большой проблемой при заучивании стихотворений. Начав работу по мнемотаблицам, увидели результаты – дети стали легче запоминать стихи.
Первоначально мнемотаблицы мы составляли сами, потом предложили детям составить таблицы совместно с нами. Таким образом, они визуализировали свои образы, что влияет на развитие фантазии, воображения, приводит к более легкому запоминанию текста.
Применяя мнемотехнику, мы видим результаты: расширяется не только словарный запас детей, но и их знания об окружающем мире, заучивание стихов превращается в игру, сокращается время их разучивания, стимулируется познавательная активность. У детей появляется желание пересказывать, они понимают, что это не трудно.
Для развития речи и мелкой моторики рук в этом учебном году мы начали применять технологию «Су-джок».
Нами была составлена картотека игр «Су-джок», их мы используем в НОД, в качестве физминуток. Также используем «Су-джок» - технологию при рассказывании логопедических сказок.
В своей работе мы начали использовать ЛЭП-буки, которые изготовили по лексическим темам (осень, животные, зимующие птицы и др., что позволяет детям в игре лучше понять и запомнить материал.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
Очень остро в нашей группе стоит проблема сенсорного развития детей. Сенсорное развитие – это развитие восприятия детей и формирование их представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Сенсорное развитие детей с ЗПР и РАС значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: у детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом.
Для сенсорного развития детей в нашей группе, наряду с традиционными формами (НОД по ФЭМП, ХЭР, экологическому воспитанию, конструированию, различные дидактические игры и т. д., мы используем инновационные формы, такие как игры с кинетическим песком, су-джок, бизиборд, «сухой душ».
Игры с кинетическим песком мы проводим как в форме игр с обычным песком: с использованием формочек, природных материалов – камней, ракушек и т. п., так и в сочетании с рассказыванием сказок, стихов и т. д. Примеры игр : «Секретики» - детям предлагается спрятать, «засекретить» игрушки, геометрические фигуры и т. п. ; «Сапер» - рука одного игрока превращается в «мину», задача другого игрока, «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее; «Бусы для мамы» - дети из маленьких камней, ракушек, фасоли выкладывают на песке бусы.
Бизиборд – это развивающая доска по методу Монтессори, на которой прикреплены различные детали, приспособления для кинестетического взаимодействия, такие как: замки-молнии, дверные цепочки и шпингалеты, пуговицы, звонки, выключатели, фонарики, деревянные счеты и т. п. В процессе занятий с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика рук, формируются понятия цвета, размера, формы. Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у дошкольника с ОВЗ формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.
Так же мы используем сухой душ: разноцветные атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают воспринимать пространство
и своё тело в нем. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно важно для аутичных детей.
Такие игры с кинетическим песком, бизибордом, «сухим душем» мы используем в работе с детьми нашей группы не только для развития сенсорики и познавательных процессов, но и для развития, коррекции эмоциональной сферы. Такие формы работы помогают детям успокоиться, отвлечься при эмоциональных «всплесках», т. к. у детей с ЗПР и РАС существует ряд особенностей: повышенный уровень агрессивности, сниженный уровень самоконтроля, неустойчивость настроения, негативизм.
Для снятия психического напряжения, утомления мы используем музыку.
Так, для расслабления детей перед сном, включаем аудио-записи колыбельных мелодий. В течение дня включаем детские песни, проводим игры с музыкальным сопровождением, релаксацию под спокойную музыку.
Музыка помогает создать благоприятный эмоциональный фон в группе.
В своей работе мы используем проектную деятельность, которая основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс.
В течение года нами были реализованы и интегрируются такие проекты, как «Сказки-шумелки», «Грибы», «Здоровый малыш».
В текущем году мы ведем работу по проектам : Правила для маленьких пешеходов», «Здоровые дети – счастливые дети», «Природа родного края».
В работе с нашими детьми используем ИКТ-технологии : как в качестве обучающего средства, так и для того, чтобы повышать свой проф. уровень
Применяя все перечисленные выше технологии, по итогам мониторинга, мы видим динамику в развитии психических процессов детей. Развивается звуковая и связная речь детей. У них увеличивается познавательная активность, появляется усидчивость, самостоятельность, уверенность в своих силах.