Оксана Синякова
Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста.
Воспитатели группы раннего возраста «Сказка»
Синякова Оксана Николаевна
Щеголькова Наталья Сергеевна
Главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в течении всего рабочего времени использую игровые технологии.
В решении задач адаптации отводим важную роль игре, как основному виду деятельности. Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности на мир.
Публикация «Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Нами были подобраны игры для адаптационного периода, с учётом возрастных особенностей детей, таких как: «Хоровод с куклой», «Позови», «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Догони собачку» и др. Дидактические игры использую в образовательной и самостоятельной деятельности детей: «Угадай кто позвал?», «Кто в домике живёт?», «Чей малыш?», «Где пищит мышонок?», «Уложим куклу спать» и другие. А также игры в электронном формате «Что лишнее?», «Подбери по цвету», «Кто как кричит», «Большой маленький», «Один - много» и другие.
Дидактические игры и упражнения выстраиваем в систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направлены на развитие вариативности мышления, интересов деятельности, творческих способностей.
Именно в процессе игры ребёнок овладевает знаниями, учится строить отношения друг с другом, другими людьми, смеётся и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым.
В своей работе решаем и другие задачи для развития игровой деятельности :
• Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, конструктивных);
• Развивать инициативу, организаторские способности детей во время игр;
• Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в игре.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.
Игра и игрушка неотделима друг от друга и не случайно в играх детей присутствуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями, самими детьми. Поэтому, с нашими детьми мы организовали «Мастерскую игрушки»; мы вместе с детьми мастерили шумовые игрушки из бросового материала и украшали их. Мы стараемся строить игровой процесс так, что бы каждый ребёнок находил для себя интересное. Пока девочки заняты игрой в уголке «Семья», мальчики играют в сюжетно-ролевую игру «Мастерская». Помогаем детям организовать игру если это требуется, а если игра не имеет развития пытаемся направить её в нужное русло.
Конструктивные игры используются для развития конструктивно-творческих способностей. Мы вместе с детьми создаём разнообразные постройки, помогаем им сделать интересными, красивыми, прочными. Обыгрывание построек помогает развить целую сюжетную игру, которая развивает творчество, мышление, обогащает словарь детей. В группе имеется несколько видов конструктора (конструкторы с разными способами крепления деталей; мелкий и крупный строительный материал).
Для организации театрализованных игр обращаемся в театральный уголок группы, в котором имеются разные виды театра: театр на фланелеграфе, куклы бибабо, пальчиковый театр, различные маски, настольный театр и др.
С детьми 2 группы раннего возраста (подгруппой) мы провели открытое мероприятие на территориальном уровне, драматизация русской народной сказки «Репка». Драматизация сказки явилось итоговым мероприятием по проекту «В гостях у сказки». В проекте активное участие приняли, как дети так и их родители. Изготавливали декорации для драматизации сказки (репку - муляж, будку, забор, домик – теремок, шапочки для героев сказки и т. д.). После открытого мероприятия продолжили показ сказки другим группам в детском саду. Героев сказки играли по очереди все дети группы.
Неплохо оснащён уголок ряженья (сарафаны, рубашки, косынки, шапочки и др.). Мы с нашими детьми пробуем инсценировать отрывки из знакомых сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.). Мы стараемся помочь детям выбрать роль, которую ему легко будет сыграть, часто сами играем роли и помогаем детям получить наслаждение от игры, потому что преобладающим методом считается участие взрослого в игре. Считаем, что развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми, поэтому мы стараемся быть с ребёнком на равных. (Авторы современных педагогических технологий Н. Я. Михайленко, С. Л. Новосёлова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т. д.)
Большую роль в развитии ребёнка играет развивающая предметно-пространственная среда. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, мы учитывали фактор эмоционального благополучия ребёнка. Это место куда дети идут с радостью и удовольствием.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое, полифункциональное, доступное, безопасное, здоровьесберегающее, эстетически-привлекательное. Организованна, как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей.
Пространство группы организованно в виде разграниченных уголков, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. В группе созданы игровые уголки :
• уголок для сюжетно ролевых игр;
• уголок ряженья (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой, экспериментирования;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей- конструктивной, изобразительной, музыкальной;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения игрового пространства;
• Уголок «Волшебный сундучок» (сенсорный).
Наиболее интересной представляется технология Тарловской Н. Ф., в которой она предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути нужно совершать игровое действие относительно самого ребёнка, а не игрушки. «Понарошку» кормить малыша, мыть ему руки, покатать его на машинке и т. д. Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляли дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.
Во время игры руководствуемся следующими апиемами:
• Обучение игровым действиям через развёртывание игровой деятельности;
• Исполнение воспитателем главной роли;
• Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
• Сюрпризное появление игрушки;
• Создание воображаемой ситуации;
• Обновление игровых уголков;
• Внесение образных игрушек.
Таким образом, мы считаем, что развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное в образовательной деятельности в совместной деятельности с взрослым. Поэтому мы стараемся как можно чаще поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей. Игре необходимо учить, сама по себе игра и ребёнок в игре без руководства развиваться не будет. Мы обучаем игре в образовательной деятельности и в повседневной жизни.