Мария Карташова
Занятие по пересказу рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» по опорным картинкам в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : учить детей владеть устной речью, использовать ее для выражения мыслей, чувств, построения речевого высказывания; развивать у детей умение использовать в речи прилагательные, приставочные глаголы; развивать наглядно-образное мышление, воображение; воспитывать у детей положительное отношение к окружающему миру, учить сопереживать; формировать представления о нормах поведения.
Межпредметная связь – с развитием речи, ознакомлением с окружающим, художественной литературой.
Материалы и ресурсы, необходимые для занятия.
– картинки с изображением кастрюли, стакана, чайника и тарелки;
Публикация «Занятие по пересказу рассказа Е, Пермяка „Как Маша стала большой“ по опорным картинкам в логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
– схема для описания и сравнения предметов посуды
– посуда: стакан, чашка, заварной чайник, кастрюля, лейка;
– комнатное растение; фигурка человечка; салфетки;
– текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»;
– серия опорных картин для пересказа текста рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»
– загадки, физминутка
Ход занятия:
1 этап. Организационный момент. 2 мин.
Задача: Подготовить детей к восприятию темы занятия, сконцентрировать внимание на результате занятия.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Воду, овощи бери,
Суп и борщ во мне вари.
Я чистюля, не грязнуля,
Я же мамина. (кастрюля)
Для питья он предназначен,
Хрупок, из стекла, прозрачен,
Можно сок в него налить,
С удовольствием попить,
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего? (стакана)
Быть глубокой или мелкой
Может на столе (тарелка).
Можно кипятка налить,
Чаю можно заварить,
У него есть ручка, носик.
Вы ответьте на вопросик:
Кто на кухне всем начальник?
Важный и пузатый … (чайник).
Дети отгадывают загадки, а логопед демонстрирует детям картинки, на которых изображены отгадки (кастрюля, стакан, чайник, тарелка). Логопед просит назвать предметы одним словом.
Задача: Активизация словаря признаков. Обучение подбору прилагательных к существительным мужского и женского рода. Развитие навыка словообразования относительных прилагательных. Развитие зрительного внимания.
Выполняется вопросно-ответное упражнение во фронтальном режиме. Логопед показывает детям схему для описания посуды с изображенными на схеме символами, обозначающими слова-признаки (цвет, прозрачность; глубину; наполненность; гладкость, шероховатость поверхности; вес предмета; его хрупкость, или прочность; материалы, из которых изготовлены предметы). Логопед даёт задание подобрать слова-признаки к картинкам на доске, опираясь на схему.
Словообразование приставочных глаголов от глагола «лить».
Проводится на ковре. Логопед приглашает детей занять места там, где им было бы удобно и хорошо видно. Он приглашает одного помощника. Перед детьми стоит столик с различными предметами: лейкой с водой, кастрюлей, чашкой, стаканом, заварным чайником с водой, комнатным растением, фигуркой.
Логопед просит своего помощника выполнить команды, которые педагог дает шё потом:
- Налей воду (из чайника) в стакан.
- Перелей воду из стакана в чашку и из чашки в стакан
- Вылей воду из чашки (в кастрюлю).
- Полей растение (из лейки).
Дети отвечают на вопрос, что сделал помощник. Затем логопед сам выполняет действие – обливает фигурку, проливает воду на стол. Логопед просит детей ответить, что он только что сделал. Если дети не могут дать правильный ответ, педагог «дарит» им новые слова.
Дети хором произносят четверостишье и одновременно выполняют упражнение.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
"Надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Приседать, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Кружиться, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Потянуться, руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
Сделать большой круг.
Задача: Учить воспроизведению рассказа с опорой на серию сюжетных картин без повторного чтения, давать полный ответ на поставленный вопрос. Обучать устанавливать причинно-следственные связи по содержанию прослушанного текста и объяснять поступки героев. Формировать представления о нормах поведения.
Логопед приглашает детей занять места за партами. Педагог организует работу с текстом, используя рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», серию опорных картин для пересказа текста. Пересказ сказки начинается не после повторного прочтения, а после беседы с детьми. Учитель демонстрирует по одной картинке из серии картин, и дети вспоминают по одному предложению, по цепочке. Наиболее «сильный» ребенок полностью воспроизводит текст.
Текст.
Как Маша стала большой. Е Пермяк.
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.
Беседа.
Логопед беседует с детьми о содержании рассказа :
- О ком этот рассказ?
- Чего маленькая Маша хотела больше всего на свете?
- Что маленькая Маша делала, чтобы вырасти?
- Почему взрослые смеялись над ней?
- Что однажды решила сделать Маша?
- Что сказала ей мама?
- Что потом сделала Маша?
- Кто удивился на этот раз?
- Что сказал Маше папа?
- Почему теперь все называют Машу большой?
- Какие взрослые дела у неё получились?
Воспроизведение рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
Дети, глядя на картинки, вспоминают содержание и высказываются на уровне одного предложения. Размышляют, отвечают на вопросы распространёнными предложениями.
- Что, по-твоему, может маленького ребёнка большим сделать?
- А ты умеешь делать какие-нибудь взрослые дела?
Итог занятия.
-Ребята,чему вы научились на этом занятии? (Ответы детей) Вам понравилось наше занятие?Педагог спрашивает детей, что они узнали и чему научились на занятии. Помогает формулировать ответы.