Ирина Власова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе.
Воспитатель: Власова Ирина Викторовна
Тема занятия: «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»».
Образовательная программа: Программа воспитания и обучения под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе, Пересказ рассказа Е, И, Чарушина „Курочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курица, курочка. Занятия, игры, поделки
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.
Задачи: 1. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
2. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Работа над интонационной выразительностью.
5. Воспитание любви к домашним животным.
6. Развитие памяти, мышления, внимания, любознательности, творческих способностей.
Методы обучения:Беседа, показ, чтение рассказа, мнемосхемы, игра, объяснение.
Методические приёмы: работа группой, сюрпризный момент, нетрадиционное задание.
Оборудование: портрет писателя Е. И. Чарушина, мнемосхемы для пересказа, иллюстрации, магниты, магнитная доска, шапочка курицы, шапочки цыплят, мольберт, куриные перья, стаканчики с водой, листы бумаги, текст рассказа.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворений К. Чуковский «Цыплёнок», пер. анг. В. Сутеев «Курица»,
2. Рассматривание строения курицы.
3. Изучение лексической темы «Домашние птицы».
4. Работа с мнемосхемами.
5. Чтение рассказов и сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко» р. н. с., В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», С. Я. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».
6. Рисование курицы.
7. Игра – инсценировка по сказке С. Я. Маршака «Курочка Ряба и десять утят».
8. Лексическая работа.
Растопырила крылья – подняла крылья
Заквохтала – закричала
Зарылись в пёрышки – спрятались
Ход занятия. 1. Организационный момент. (1 мин).Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
-- Ребята, отгадайте загадку:
Шапочка алая,
жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький.
Дети: курица!
Воспитатель: правильно, курочка.
2. Подготовка к восприятию текста. (2мин – 3 мин).Цель: развитие долговременной памяти.
Воспитатель: Что вы знаете о курочке?
Дети:
- Курица – домашняя птица.
- Курицы не летают, как дикие птицы.
- Тело курочки покрыто перьями.
- Она живёт в специальном домике – курятнике.
- Курочка ест зерно, траву, насекомых, пьёт воду.
- У курицы на ногах острые когти, ими она роет землю и ищет червей.
- Курица не умеет плавать.
- Курочка несёт яйца. Из яиц вылупляются её детёныши – цыплята.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на иллюстрацию курочки и назовите её части тела.
Дети:
- У курочки есть туловище, шея, голова, крылья, ноги, хвост. На голове 2 глаза, клюв, гребешок, малюсенькие ушки, внизу серёжки.
Воспитатель: Всё правильно. Домашние курочки приносят людям пользу. Благодаря ним, мы с вами едим куриное мясо, яйца. Спим на подушках, набитых куриным пухом. А много лет назад люди писали с помощью перьев, макая их в чернила. (Показ иллюстрации).
а) нетрадиционное задание.
Воспитатель: возьмите куриное перо и макните его, как кисточку, в стаканчик с водой. Попробуйте что – нибудь написать пером на бумаге. Интересно?
Дети: очень здорово!
С далёких времён люди любят своих домашних птиц. Поэтому написано, столько стихов, рассказов и сказок о них, а особенно много о нашей любимой курочке.
Вспомните, какие сказки, рассказы, стихотворения о курочке вы знаете?
Дети: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Курица», «Курочка Ряба и десять утят», «Цыплёнок», «Цыплёнок и утёнок».
Воспитатель: какие вы молодцы, правильно назвали произведения о курочке. А сейчас я вас познакомлю ещё с одним рассказом о курочке. Его написал для детей Евгений Иванович Чарушин. Вот портрет писателя. (На мольберт выставляется портрет Е. И. Чарушина).
3. Чтение рассказа. (1 мин).Цель: развитие слухового внимания и памяти.
Курочка.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох- квох –квох – квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого голова торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
(По ходу рассказа воспитатель выставляет схемы, соответствующие содержанию).
4. Беседа по содержанию. (2 мин).
Цели: развитие диалогической речи, отработка полных ответов.
Воспитатель: как называется рассказ?
Дети: рассказ называется «Курочка».
Воспитатель: кто его написал?
Дети: рассказ написал Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: - кто ходил по двору?
Дети: курочка с цыплятами.
Воспитатель: -- что случилось?
Дети: пошёл дождик.
Воспитатель: что сделала курочка?
Дети: села на землю и позвала цыплят.
Воспитатель: зачем?
Дети: чтобы цыплята спрятались в её пёрышки.
Воспитатель: а как курочка позвала цыплят?
Дети: курочка заквохтала: квох- квох- квох –квох!
Воспитатель: а как цыплята спрятались?
Дети: кто совсем спрятался, а у кого ножки были видны или головка.
Воспитатель: почему два цыплёнка не спрятались?
Дети: не послушались свою маму и не спрятались.
Воспитатель: что же с ними будет?
Дети: они намокнут.
Воспитатель: а вы слушаетесь своих мамочек?
Дети: мы слушаемся своих мам.
5. Работа над интонационной выразительностью. (3 мин) Цели: развитие долговременной памяти, речи.
Воспитатель: как называется рассказ?
Дети: рассказ называется «Курочка».
Воспитатель: кто его написал?
Дети: рассказ «Курочка» написал Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: вспомните, как я читала начало рассказа?
Дети: тихо и спокойно.
Воспитатель: почему, когда я стала читать про то, как курочка звала цыплят, голос у меня изменился?
Дети: потому, что курочка стала беспокоиться за цыплят.
Воспитатель: давайте, позовём цыплят так, как звала курочка – громко и с тревогой.
Дети: «квох – квох – квох – квох»!
Воспитатель: как вы думаете, как нужно рассказывать конец рассказа?
Дети: с удивлением и вопросительно.
Воспитатель: спросим с удивлением «что это такое на голову падает»?
Дети: повторяют «что это такое на голову падает»?
6. Физминутка. (1 мин.) Цель: предупредить утомление.
Воспитатель: вы долго сидели, устали, вам нужно отдохнуть. Встаньте и повторяйте за мной слова и движения:
Гуси серые летели (бег на месте, движения руками, как «крыльями»).
Да, летели. Да, летели. (бег).
И присели, посидели (выполняют два приседа).
Да и снова полетели (бег на месте).
А потом опять присели (присед).
Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
7. Инсценировка рассказа. (Сюрпризный момент). (3 – 4 мин).
Цели: закрепить материал, развивать творческие способности детей.
Воспитатель: кто написал рассказ «Курочка»?
Дети: рассказ «Курочка» написал детский писатель Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду читать рассказ, а вы будете исполнять роли цыплят. Курочкой будет Вика. Надевайте шапочки, становитесь за Викой.
(Инсценировка рассказа).
8. Повторное чтение рассказа. (1 мин). Цель: развитие слухового внимания, памяти.
9. Пересказ по мнемосхемам. (4 мин). Цель: развитие связной речи.
(Воспитатель по ходу пересказов исправляет грамматические ошибки детей, а также обращает внимание детей на то, что ответы должны быть полными).
10. Итог занятия. (1 мин). Цель: закрепление материала, развитие связной речи.
Воспитатель: назовите название рассказа.
Дети: рассказ называется «Курочка».
Воспитатель: кто написал рассказ?
Дети: рассказ «Курочка» написал Евгений Иванович Чарушин.
Воспитатель: почему рассказ называется «Курочка»?
Дети: в рассказе говорится о курочке.
Воспитатель: курочка какая?
Дети: курочка заботливая, добрая, любящая.