Татьяна Трещалова
НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж».
Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.
Задачи:
«Коммуникация» : совершенствовать умение у детей придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; продолжать развивать умение пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь. Познакомить детей с многозначным словом игла. Формировать умение различать и самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.
Публикация «НОД по развитию речи „Пересказ рассказа М, Пришвина „Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Ход:
1. Организационный момент.
Ребята, я сегодня хочу познакомить вас с писателем Михаилом Пришвиным. Этот замечательный человек написал очень много познавательных и интересных рассказов о природе и животных. А самое интересное, что все его истории основаны на его наблюдениях. Еще когда он был маленьким, он очень любил гулять по лесу, слушать пенье и замечал даже самых маленьких его обитателей. И сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом "Ёж".
2. Основная часть.
Воспитатель читает рассказ М. Пришвина "Ёж", затем обращается к детям с вопросами.
- О чем говорится в рассказе? Чем он вам понравился? Кто его автор (Ответы детей)
Воспитатель: - Назовите главных героев этого рассказа.
Дети: - автор и ёжик.
Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю нарисовать картину к этому рассказу, но рисовать мы будем не красками и не карандашами, а словами. Мы с вами будем ленивыми художниками. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Какие иллюстрации можно нарисовать к этому рассказу? Дети: - ежа, хозяина, ежа с яблоком на спине, ежа, свернувшегося клубочком у мешка…
Дети, у детей из соседнего детского сада нет такой книги. Что нам делать, как им помочь?
- Послушайте рассказ еще раз. Вы будете его рассказывать, но не от своего лица - "Я шел по берегу ручья". Вы можете сказать писатель, Михаил Пришвин, то есть говорить от лица автора.
Воспитатель еще раз читает рассказ. Затем опрашивает троих детей.
- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил гулять в лес? Кого вы там видели? Расскажите нам об этом. Опрашиваются трое - четверо детей. В заключение рассказы детей оцениваются.
Физкультминутка
Массаж лица «Ежик», с проговариванием чистоговорки.
Хором. Жа-жа-жа
Мы в лесу нашли ежа.
(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз)
Жу-жу-жу
Подошли мы к ежу.
(Слегка касаясь пальцами провести по щекам 7 раз)
Ужа-ужа-ужа
Впереди большая лужа.
(приставить ладони ко лбу, как-бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны-вместе).
Жок-жок-жок
Надень, ежик, сапожок.
(кулачками массировать крылья носа)
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка «Ёжик» :
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко,
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
- У автора сказано: "У ежа иголки". Подумайте, что еще называют словом игла? (Игла у елки, швейная игла)
Ребята, а скажите, пожалуйста, почему все эти иглы называют одним словом? (Они все острые и колются) В случае затруднений воспитатель задает вопрос: "Чем похожи эти иглы? "
-Дети, слова, у которых одно название, но несколько значений, называют многозначными. Назовите еще такие слова: коса, лук, ручка, кисть, ключ.
3. Игра «Что приготовить ежатам на обед?». Помогите маме-ежихе своими ответами.
Воспитатель. Жили-были два братца-ежонка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Киш, Таф, Вили, Тип, Рыж.) А для клички второго ежонка подберите длинное слово. (Малышок, Остроносик, Иголочка.)
Киш любил все, что называлось короткими словами, а Остроносик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-ежихи с приготовлением обеда: что готовить каждому – не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда. Что стал бы есть Киш? Не забудьте, что названия должны быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.) Что можно приготовить для Остроносика? Помните, что названия должны быть длинными. (Свекольник, рассольник.)
– Какое второе блюдо могла бы мама-ежиха приготовить для Киша? (Плов, рагу, кашу, яйца.) А для второго ежонка? (Котлеты, тефтели, макароны.)
– Что мог бы получить Киш на третье? (Сок, чай, квас, морс.) А Остроносик? (Лимонад, простоквашу, ряженку.)
- Ребята, скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? В чем вы испытывали затруднения? Как зовут писателя, чей рассказ мы сегодня читали и пересказывали? Чей рассказ вам понравился больше всего? Молодцы, вы все сегодня очень здорово потрудились.