Ирина Барабанова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация регионального компонента в образовательной деятельности старшей группы общеразвивающей направленности по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом». С. Михалков
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом и образованием, является проявление у современной молодежи потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что на рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания.
Усилилась тенденция всемирного масштаба по уничтожению культурных отличий наций, народов и народностей. Именно поэтому в настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие. Забывается культура своего народа, мы становимся безликой массой, перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести-триста лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали.
В соответствии со сказанным следует отметить, что чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отраженные и закрепленные в опыте народа, в его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. Именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является казачья культура, содержащая идеи и смыслы, помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.
Ростовская область традиционно является землёй Донского казачества.
Культура Донского казачества является неотъемлемым региональным компонентом в воспитании и обучении подрастающего поколения нашего региона.
Дошкольное детство – важный этап в становлении самосознания и морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. В содержании отдельных разделов дошкольного образования, например: ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, изобразительная деятельность, праздники и развлечения – органично включение южнорусской, казачьей культуры.
Воспитание патриотизма через региональный аспект культуры Донского края может успешно реализоваться на основе ценностного подхода к пониманию культурных казачьих истоков.
На основании выше сказанного целью данной программы является:
• воспитание в детях патриотических чувств : любви к Родине, к культурным традициям Донского казачества, гордости за их достижения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе культуры духовного возрождения национальных традиций Донского края и гордости за свой край.
• развитие познавательного интереса детей к истории и культуре Донского края;
• знакомство с малыми фольклорными формами казачьей культуры;
Данная программа реализуется в образовательных областях "Социально-коммуникативное", «Речевое» и «Художественно-эстетическое».
Непосредственно образовательная деятельность проводится для старшей группы один - два раза в месяц. Длительность занятий - 25-30 минут.
Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы Донского фольклора.
Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, народных игр.
Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.
Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к казачьим традициям : посиделки, праздники, тематические вечера, театральные постановки, игры – драматизации, викторины и т. д.
Методы и приемы, реализуемые в программе
• Рассказы взрослых
• Игры народные, сюжетно-ролевые
• Встречи в семье (ходим в гости)
• Совместные праздники с родителями
• Наблюдения, экскурсии
• Рассматривание иллюстраций, фото
• Практическая деятельность
Совместная деятельность с родителями предусматривает различные формы работы:
• Речевое общение
• Игры, театрализация
• Наблюдения, экскурсии
• Встречи с интересными людьми
• Совместные праздники с родителями
• Практическая, продуктивная деятельность
• Праздники, развлечения
• Совместная деятельность с родителями
• Создание альбомов (фото, рисунки, рассказы)
• Проекты
Перспективное планирование реализации регионального компонента в старшей группе.
Сентябрь.
Содержание:
1. Анкетирование родителей:
-изучение отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
2. Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото:
-историческое прошлое Донских казаков;
-мирная жизнь казаков;
-казак – воин на службе отечества.
3. Экскурсия в библиотеку:
-традиции самобытной культуры казаков, уклад жизни
-устный фольклор донских казаков.
Задачи:
1. - Ориентировать семью на патриотическое воспитание детей средствами казачьего фольклора.
2. - Познакомить с историей и символами родного края, донского казачества.
- Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.
3. -Расширять общий кругозор о культуре и быте казаков.
-Формировать первоначальные представления о малых фольклорных формах казаков :
частушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, песенки – небылицы и т. д.
Планируемый результат:
1. - Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Донского казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе.
2. - Испытывает гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.
-Имеет представления о знаковых событиях истории казаков, родного края.
3. - Проявляет эмоциональный интерес к традиционным обрядам донских казаков
и старинному укладу их жизни.
-Делится своими впечатлениями о новых знаниях с родителями.
Октябрь.
Содержание:
4. Сам себе костюмер (ряжение) :
-подготовка и примеривание казачьих костюмов;
-спонтанные костюмированные игры и диалоги.
5. Фольклорный праздник «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону» :
-история происхождения праздника («На Покров последний сбор плодов»);
-культура празднования (предметы утвари казачьего куреня, ярмарка).
Задачи:
4. - Готовить казачьи костюмы для проведения фольклорных праздников «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону», «Кузьминки – об осени поминки» и народного гуляния «Казачий круг».
- Побуждать к спонтанной импровизации, творческому самовыражению.
5. - Познакомить с казачьей культурой православного праздника (14 октября) как символа перехода от осени к зиме.
- Формировать убеждение, что праздник у казаков – не безделье, а время новостей, беседы, прославления своим трудом батюшки Тихого Дона.
Планируемый результат:
4.- Самостоятельно создает при помощи деталей казачьих костюмов и атрибутов игровые образы героев фольклорных праздников : Марфуши, Петра, старейшины, кузнеца, продавца музыкальных инструментов, атамана, есаула (помощника атамана).
-С интересом участвует в подготовке сюжетных композиций для казачьих посиделок «Чаепитие», «Ярмарка».
5. - Реализует полученные знания через продуктивную деятельность в танце – игре «Карусель», исполнении частушек, танце с ложками, обряде «Запекания углов».
- Знает 3 загадки.
- Подпевает казачьи песни : «Золотая песенка», «До свиданья, журавли», «Как за Доном».
Ноябрь.
Содержание:
6. Казачьи посиделки «Кузьминки – об осени поминки» с участием родителей:
-украшение в стиле казачьей горницы (старые фотографии,икона, русская печь, стол с самоваром, баранками, пирогами, медом);
-культура празднования (прославление тех, кто хорошо работал).
Задачи:
6. - Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь.
- Способствовать развитию таких черт характера, как: дружба, товарищество, честность, скромность, гостеприимство, уважение к старшим, женщине: матери, сестре, жене.
- Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, сказках, загадках, танцах – играх.
Планируемый результат:
6. - Имеет социальный опыт участия в казачьих праздниках.
- Усваивает привычку следовать принятым нормам и правилам культуры поведения, взаимоотношений.
- Владеет навыком коллективного пения:
подпевает казачьи песни «По Дону гуляет», «В амбар за мукой», «Прялица».
- Проявляет творческую активность в инсценировании сказки, танце – игре «А теперь на месте шаг»
-Знает 2 загадки.
Декабрь.
Содержание:
7. - Фестиваль казачьей песни :
-игровая песня;
-плясовая песня.
Задачи:
7. - Развивать любовь к слушанию музыки.
- Способствовать развитию музыкальных способностей детей.
- Развивать музыкальную культуру.
Планируемый результат:
7. - Любит петь, делает это эмоционально и с удовольствием.
- Демонстрирует самостоятельную творческую деятельность.
Январь.
Содержание:
8. Проект «Праздник – народное гуляние «Казачий круг».
Задачи:
8. - Воспитывать нравственно-здоровую личность, наследника мастерства и таланта жителей Донского края.
- Развивать интерес к коллективному творчеству.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности.
- Воспитывать толерантное отношение к проявлениям другой культуры.
Планируемый результат:
8. - Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе коллективного творчества.
- Проявляет толерантность, интерес к казачьей культуре.
Февраль.
Содержание:
9. Музыкальный час:
-казачьи потешки;
-хороводная игра, хоровод с напевами;
-прибаутки, заклички, шутки - присказки.
Задачи:
9. - Воспитывать любовь и интерес к музицированию с инструментами потешного и игрового фольклора.
- Разучить потешки, дразнилки, считалки.
- Учить исполнять игровые и хороводные движения.
Планируемый результат:
9. - Владеет ритмически организованными формами импровизации на простых инструментах казаков : бубне, барабане, маракасе, дудке, бубенцах, ложках хохломских.
- Умеет исполнять танец – игру «Карусель»
и хоровод «Осень золотистая».
- Знает 5-6 потешек, дразнилок, считалок.
Март.
Содержание:
10. Казачьи сказки, былины и легенды.
Задачи:
10. - Знакомить с казачьими сказками, былинами и легендами.
- Развивать внимание, память.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями и словами казачьего диалекта.
Планируемый результат:
10. - Понимает и правильно трактует значение новых слов казачьего лексикона : ухват, прялка, курень, грубка, ладушки, лампасы, папаха, подворье и др.
Апрель.
Содержание:
11. Казачьи пословицы, поговорки.
Задачи:
11. - Воспитывать уважение к патриотическим нормам морали, трактуемым в пословицах, поговорках.
- Формировать умение толковать пословицы и поговорки.
Планируемый результат:
11. - Знает 3 - 5 пословиц, поговорок.
- Понимает смысл казачьих пословиц, поговорок.
Май.
Содержание:
12. Ярмарка «Открывай скорей базар, казаки везут товар!» :
-традиционная казачья кухня.
Задачи:
12. - Закреплять знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании.
Планируемый результат:
12. - Помогает родителям печь пирог, варить вареники.
- Знает названия казачьих блюд : пареная тыква, квашеная капуста, уха, кулебяки, холодец, студень, борщ, лапша, вареники, таранчук (мякоть баранины, обжаренная в кипящем масле, солянка, голубцы ленивые, галушки, узвар (компот, сало, пампушки, блины, шашлыки и др.
Июнь.
Содержание:
13. Казачьи игрища «Лихие казачата» :
-игры – забавы, посвященные Донским героям.
Задачи:
13. - Знакомить с многообразием спортивных и народных игр казаков.
- Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки и поддержки.
- Развивать двигательную активность, быстроту реакции, увертливость.
- Ориентировать на воспитание в себе качеств будущего воина: смелость храбрость.
Планируемый результат:
13. - Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон.
- Играет в народные игры – забавы: «Плетень», «Горячее место», «Перетяжка», «Скачки», «Казачья рыбалка», «Устоять в паре» и др.
Июль.
Содержание:
14. Встреча "Потомки казачьего рода".
Задачи:
14. - Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Планируемый результат:
14. - Имеет социальный опыт активного вовлечения в культурное наследие своего народа.
Август.
Содержание:
15. Викторина «Казачий Дон».
Задачи:
15. - Обобщить знания о казачьем фольклоре.
- Содействовать непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своей страны.
Планируемый результат:
15. - Понимает, что казачий фольклор отражает нравственно - патриотические чувства казаков.
Используемая литература:
1.«Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» : Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.
2. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.
3. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
4. «Фольклор - музыка-театр», М, Владос, 1999г.
5. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края».