Светлана Котенкова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в контексте реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, помогают закалить характер и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Спортивно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающий высоким уровнем гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание здоровой личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть увереннее в себе, добрее, терпимее, умеющий прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр народов Поволжья, игр-эстафет, спортивных турниров и досугов, туристических походов, проектов.
Формирование нравственно-патриотических чувств возможно через организацию специально разработанных сюжетных занятий «Школа космонавтики», «По морям по волнам», «Провожаем Домовёнка в Армию» и др. Такая форма занятий вызывает желание подражать людям героических профессий, стремление выполнить задание и не подвести товарищей, быть твёрдыми духом, выносливыми. Во время проведения отдельных занятий имеет место гендерный подход. Ребята стремятся правильно выполнять упражнения, чтобы быть мужчинами, а девочки стараются быть изящными.
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Пётр Францевич Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни». Характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. В национальных играх ребенок приобретает знакомство с традициями и обычаями, образом жизни и фольклором разных народов. В детском саду имеется картотека и сборники народных игр Поволжья. Проводили фестиваль подвижных игр народов Поволжья: мордвы, чувашей, татар, марийцев и конечно русских. На весёлое развлечение собрались дети в разных национальных костюмах. Каждая группа подготовили игру выбранной национальности, демонстрировала ее и вовлекала ребят поиграть. Так в игровой форме дошкольники учатся толерантному отношению к каждому жителю Самаркой области.
Игра-эстафета ценна тем, что в ней у детей начинают формироваться качества необходимые российским воинам: смелость, ловкость, упорство. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей. В детском саду организовываются разнообразные эстафеты: «Спасатели», «Меткий стрелок», «Доставь донесение в штаб», «Разминируй поле», «Пожарные на учении».
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения патриотической направленности. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей дошкольного возраста общими чувствами и переживаниями.
Центральным, стержневым моментом является праздник, посвященный Дню воинской славы. Сюжет праздников разнообразен: по мотивам русских народных былин «Не перевелись богатыри на Руси», по военным профессиям «Учимся быть военными», учебно-тренировочные «А ну-ка парни!», по морской тематике «Военная служба на корабле «СМЕЛЫЙ»» и др. Дети узнают о воинах, которые издавна защищали великую Русь, какие рода войск существуют в наше время. Какая бы тема праздника не прозвучала – цель одна – воспитание патриотизма, любви к Родине, готовности встать на защиту родной земли.
Традиционными праздниками в детском саду являются народные праздники «Масленица», «Колядки», «Троица», «Ильин день». В детском саду проводился досуг «Мы на ярмарку спешим», где в игровой форме закрепляли знания детей с изделиями народных промыслов. Культура родного края должна войти в сердце каждого ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Проблемы патриотического воспитания также успешно решаются через формирования у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей страны на мировых аренах. В связи с Олимпиадой в 2014 году в России появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников «Олимпийские надежды», который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие качества спортсменов: честность, взаимовыручку, волю к победе.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущей на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагога. Традиционными в нашем саду стали туристические походы.
Туристическая деятельность позволяет ребёнку подробно познакомиться со своей природой (белоствольными березами, лесом, полем, лугом, изучить свою малую Родину, правила поведения в природе, бережного отношения ко всему живому не по картинкам, а наяву. Незабываемыми остаются в памяти палатки, беседы и игры у костра, запеченная картошка… В походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям: маме, папе, брату, бабушке и т. д. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.
Таким образом, благодаря совместной работе педагогов, родителей и детей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Список литературы :
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»