Ольга Глазкова
Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации) - это необходимость нашего времени: детей и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту, возможность её самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле.
Публикация «Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В чём же заключается экологическое воспитание детей дошкольного возраста?
Практика исследования последних десятилетий показали: при целенаправленном и систематическом воспитании детей в детском саду или в семье у них можно сформировать начала экологической культуры, суть которых заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т. е к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально-чувственном восприятии явлений природы, усвоении ими элементарных экологических знаний и непосредственном практическом взаимодействии с растениями и животными.
Каким же образом экологическое воспитание дошкольников может опираться на народное творчество? Народное творчество отражает мысли, чаяния и устремления народа, образ его жизни и самосознание. В её основе лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность как результат коллективного творческого вклада многих поколения в культуру. Педагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков, возникла как практика, как искусство воспитания - она древнее педагогической науки.
В народном творчестве отчётливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.
Это же отмечают исследователи русской ментальности – психологи, историки. Так, В. О. Ключевский, анализируя национальные черты русских, большое значение придавал географическому фактору – он считал, что важнейшее влияние на национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли собой большую опасность, а также трудность с точки зрения их освоения, требовали неустанной борьбы, терпения в преодолении многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчё ркивал: каждая местность, в которую попадали ниши предки, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль.
Исследований о том, отмечает Г. Н. Волков, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения, нет, однако они насыщают живую ткань народного творчества, например: «Солнце… Сколько о нём у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал его и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании не говоря уже о трудовом и физическом.»
Исследуя сущность и содержание народной педагогики, Г. Н. Волков отмечает: это прежде всего педагогика труда и трудового воспитания. «В народе известны одержимые мастера – ремесленники, умельцы, сказочники. А рядом с ними жили и одержимые педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых : народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные какому - то конкретному виду деятельности». Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, как бы между делом,
В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.
Это же отмечают исследователи русской ментальности — психологи, историки. Так, В. О. Ключевский, анализируя национальные черты русских, большое значение придавал географическому фактору — он считал, что важнейшее влияние на национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли собой большую опасность, а также трудность с точки зрения их освоения, требовали неустанной борьбы, терпения в преодолении многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали наши предки, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться, изучить местность, понять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль.
Это же отмечает и Г. В. Лунина. На русский национальный характер, в том числе на присущие русскому человеку терпение и милосердие, повлияли объективные причины: суровые природно-климатические условия, бесконечные войны, чужеземное иго, революционные события. Так русский человек научился сохранять величие духа в несчастьях и самообладание. Терпение расценивалось другими народами как модель поведения, терпение для русских — это национальная ценность, «без которой нет личности, нет статуса человека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих».
Исследований о том, отмечает Г. Н. Волков, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения, нет, однако они насыщают живую ткань народного творчества, например: «Солнце. Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал его и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом».
Исследуя сущность и содержание народной педагогики, ГН. Волков отмечает:
это прежде всего педагогика труда и трудового воспитания. В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умельцы, певцы, сказочники. Рядом с ними жили и одержимые в буквальном смысле педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых : народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности. Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, как бы между делом.
Интересно отметить особенности эстетического воспитания. В народной педагогике, подчеркивает Волков, суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, красотой отличались и народные праздники. Чувство прекрасного возникало от общения с природой, ее созерцания и отражалось в трудовой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности. Слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать.
Этническое, как отмечает Волков, до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики: «прекрасное в представлении народов сохраняет своеобразие, проникая во все области их жизни, труда и ума; прекрасное — не самоцель, но неотъемлемая часть жизни народа».
Что же относится к средствам народной педагогики и что может быть использовано в экологическом воспитании?
К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.
Например, пословицы — это «цвет народного ума», «это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» (В. И. Даль). В пословице заключена народная оценка
отражены наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа — это сила, с которой надо считаться.
Ценность народной педагогики отмечают разные исследователи. Например, Г. В. Лунина подчеркивает: народная педагогика — это прежде всего педагогика семейная. «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях. т. е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека». Она считает, что наиболее полно народная педагогика воплотилась в устном народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, в обычаях и об- рядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники).
В народной педагогике существовали специальные приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. «С древних времен, — пишет Лунина, — оптимизм рассматривается как плодотворная основа поведения человека. Философы прошлого. подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой.
Хоровод — одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Хоровод подчинен ритму и гармонии, что дает каждому удовольствие и радость; он объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая со-действие, сорадование не только друг с другом, но и с природой.
Народная педагогика — это совокупность семейно-общественных традиций, содержанием которых является культ дитяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия. Значимой чертой русской народной педагогики является оптимизм и жизнерадостность, которые побуждают к воспитанию в детях качеств, помогающих человеку выжить в трудных условиях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно это имеет принципиальное значение для экологического воспитания.
Сложившаяся в настоящее время система экологического воспитания охватывает все стороны педагогического процесса — содержание, методы, технологии, управление. Практика многих дошкольных учреждений демонстрирует возможность успешной реализации этой системы. Взаимосвязь и стабильность всех компонентов системы — оптимальное условие формирования у детей начал экологической культуры.
Целостность и стабильность системы не исключают вариативных подходов в ее использовании. Наиболее подвижным, изменяемым компонентом системы является технология, понимаемая как совокупность спланированных на весь учебный год взаимосвязанных мероприятий, т. е. различных форм познания детьми той или другой возрастной группы природы и взаимодействия с ней. Технология, реализующая в обязательном порядке программную цель экологического воспитания, создает условия для творчества воспитателя :
именно она позволяет учитывать социальные и природные условия дошкольного учреждения, особенности детей, в том числе психологические, профессиональную направленность воспитателя.
Одним из вариантов методического обеспечения программы Юный эколог» является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой (циклы наблюдений и занятий, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы и др., с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике.
Наряду с обогащенной эколого-развивающей средой, представленной групповыми уголками природы, комнатой природы, озелененными помещениями и территорией учреждения, необходимо создать предметную этносреду, которая включает этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с эколого-педагогическим процессом во всех возрастных группах.
предлагаемая мною технология работы с детьми 2—4 лет насыщена потешками, колыбельными песнями, частушками, сказками, фольклорно—игровыми занятиями, содержание которых отвечает задачам экологического воспитания. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, эти фольклорные формы вызывают эмоциональный отклик у детей, создают радостное настроение.