анастасия алексеенко
Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредствам мнемотехник».
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»
Алексеенко Анастасия Михайловна
На сегодняшний день актуальность темы заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:
Публикация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
• Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
Из всех приёмов обучения рассказывания я выбрала этот метод. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам :
I этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
II этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.
III этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания
Предварительная работа:
• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
• обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;
• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
• выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Этапы работы со схемой - моделью:
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
• учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;
• самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.
Сказка теремок.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспро-изведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка?»
Преимущество мнемотаблицы :
• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Результаты:
у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировать словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
К. Д. Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».