Папки-передвижки

Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники

анастасия алексеенко
Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредствам мнемотехник».

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

Алексеенко Анастасия Михайловна

На сегодняшний день актуальность темы заключается в том, что для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:

Публикация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники» размещена в разделах

• Испытывают сложности в рассказывании различных историй, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.

Из всех приёмов обучения рассказывания я выбрала этот метод. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.

Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам :

I этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

II этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.

III этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания

Предварительная работа:

• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

• обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;

• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

• выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

Этапы работы со схемой - моделью:

• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;

• учить зарисовывать предметы не только символами, но и буквами, а также простыми слова, если дети умеют читать и писать;

• самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;

• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.

Сказка теремок.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспро-изведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка?»

Преимущество мнемотаблицы :

• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.

• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Результаты:

у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- активизировать словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

К. Д. Ушинский писал:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Публикации по теме:

Мастер-класс «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияло на интерес.

Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений» ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Шахбазян Сауле Тюлегеновна, воспитатель ГБОУ Школа в Капотне, г. Москва Пересказ.

Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики»Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» посредством наглядного моделирования и драматизации. Задачи:.

Особенности восприятия литературных произведений. Средний дошкольный возраст После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его.

Занятие по чтению «По страницам литературных произведений»Занятие по чтению «По страницам литературных произведений» Чтение книг несомненно является неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно оно для подрастающего поколения. В рамках решения годовой.

Подборка литературных произведений разных жанров для инсценировок Подборка литературных произведений разных жанров,для инсценировок и театрализованной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольного.

Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей Результативность деятельности по проблеме Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики.

Восприятие литературных произведений Цель: Научить ребенка воспринимать литературные произведение: сюжет, героев, события, характеры героев и нравственный и этический смысл.

Восприятие литературных произведений: игры и беседы 1. Чтение сказки (рассказа, стихотворения) (2-7 лет) В любом возрасте ребенка нужно настроить на слушание. Успокоить и посадить рядом, показать.

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой Чтобы воспитать настоящего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 13:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений посредством мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем анастасия алексеенко (УИ 575176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД