Вера Александровна Борщёва
Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Составление пересказа русской народной сказки «У страха глаза велики» посредством наглядного моделирования и драматизации.
Задачи:
Познавательное развитие:
- знакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики»;
- познакомить с устаревшими словами «напёрсток, колода, схоронилась»;
Публикация «Обучение пересказу старших дошкольников русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
- обратить внимание на необычное название – русскую пословицу.
Речевое развитие:
- учить детей пересказывать текст с использованием приёма наглядного моделирования и элементов драматизации;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать целенаправленное восприятие и умение слушать и анализировать художественный текст, аудиозапись;
- упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей, с помощью жестов, мимики, движений;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения;
- учить выступать перед сверстниками и взрослыми, соблюдать нормы речи.
Физическое развитие:
- развивать общую моторику, координацию движений и речи;
Оборудование: текст сказки «У страха глаза велики»; игрушка заяц; опорные картинки к тексту; аудиозапись сказки; маски;
Методические приемы:
• Наглядный – использование опорных картинок.
• Словесный - беседа, чтение и пересказ сказки, словарная работа.
• Игровой – театрализованные физминутки «Водоносы носят воду», «С яблоком», сюрпризный момент, театрализация.
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Логопед:
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети входят в зал, встают полукругом.
Физминутка :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
-Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
-Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
(В. Кривошеев)
2. Основная часть.
Логопед:
- Ребята, кто-то к нам стучится. Смотрите, да это же зайчик! (Логопед берёт в руки игрушку, зайчик шепчет что-то на ушко)
Логопед:
- Зайчик весь дрожит, говорит, что он убежал из сказки, и очень боится туда возвращаться. Чтобы узнать, кого и что испугался зайчишка, предлагаю познакомиться со сказкой. Это русская народная сказка называется «У страха глаза велики».
- Вы знаете, почему так говорят? (Когда человек пугается, у него расширяются от страха глаза)
Само название – это и русская народна пословица, которая означает, что от страха люди видят то, чего нет на самом деле. Поэтому не стоит бояться того, чего нет.
Чтение логопедом сказки «У страха глаза велики»
Беседа по сказке (с одновременным выставлением на магнитную доску картинок, из которых составляется сюжет сказки)
Логопед:
- Вспомните, какими словами начинается сказка? (Как и многие русск. нар. сказки, начинается «Жили-были»)
- Назовите главных героев сказки, объясните, почему так названы (бабушка – старушка, потому что старенькая;
внучка-хохотушка, потому что много хохочет, весёлая;
курочка-клохтушка, потому что клохчет;
мышка-норушка, потому что живёт в норке. По мере знакомства с героями на магнитную доску выставляются картинки-персонажи)
- За чем они ходили каждый день? (Каждый день они ходили за водой)
- Какие вёдра были у героев? (у бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки –с огурчик, у мышки – с напёрсточек)
Логопед:
- Напёрсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальца от уколов иголкой.
- Откуда брали воду герои? (Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, мышка – из следа от поросячьего копытца)
Логопед:
- Колода –толстое бревно, середина которого выдолблена и заполнена водой; используется как корыто.
- Как герои носили вёдра, наполненные водой, когда шли назад?
(Назад идут, - у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх)
- Герои сказки носили воду, как они названы одним словом? (водоносы)
- Кто такие водоносы? (кто носит воду)
Театрализованная физкультминутка.
Логопед:
- Давайте покажем, как герои несли воду.
Дети показывают, как плескалась вода у бабушки (тре-е-х, пле-е-х) бабушка идёт в развалку, не торопливо, у внучки (трех, плех) она шустрая, весёлая, у курочки (трех-трех, плех-плех, у мышки (трех-трех-трех, плех-плех-плех) Воды набрали и домой пошагали.
- Что произошло однажды с нашими водоносами?
(Однажды наши водоносы набрали воды. Идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, а на ней яблочки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок. Яблоньку качнул, яблочко –хлоп, и зайке в лоб!) Выставление картинок по тексту
Логопед:
- Давайте покажем, как упало яблоко и испугало зайку
Театрализованная физкультминутка.
А под яблонькой зайка сидел (присели)
Налетел на яблоньку ветерок (носиком вдох-выдох)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
Логопед:
- Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Логопед:
- Что произошло с зайкой?
(Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги)
- А водоносы? Что с ними?
(Испугались они, вёдра побросали и домой побежали) Выставляется картинка «печка».
- Куда упала бабушка? (бабушка упала на лавку упала)
- Куда спряталась внучка? (внучка за бабушку спряталась)
- Куда взлетела курочка? (курочка на печку взлетела)
- Куда мышка схоронилась? (а мышка под печку схоронилась, спряталась, укрылась, затаилась)
- Как ведут себя герои, что им привиделось?
( Бабка охает: Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! Все персонажи выставляются согласно тексту сказки.
Логопед:
- А что же зайчик? Что произошло с ним?
(Зайчик в лес прибежал, под кустик лё г и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Логопед:
- Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видят».
Логопед:
- Как вы думаете, почему я так насмешливо произнесла последнюю фразу? Над кем я постаралась подшутить? (над героями, потому что они испугались того, чего не было на самом деле)
Логопед обращается к зайчику:
- Видишь, зайчик, ты испугался, как и другие герои сказки, того, чего не было.
- Ребята, вам понравилась сказка? (ответы) Хотели бы вы стать героями этой сказки?
3. Распределение ролей (дети надевают атрибуты) :
- бабушка-старушка (платок и фартук)–
- внучка – хохотушка (юбочку) –
- курочка – клохтушка (маску) –
- мышка – норушка (маску)–
- зайчик (маску)-
- рассказчик –
Остальным достаётся ответственная роль зрителей-помощников.
Логопед:
- Прежде чем наши персонажи займут свои места, внимательно прослушайте ещё раз сказку. Обратите особое внимание на поведение, слова персонажей, которых вы будете играть.
Прослушивание аудиозаписи сказки
Обыгрывание сказки детьми.
4. Рефлексия
(Дети-артисты подходят к своим стульчикам, кланяются зрителям)
- Логопед:
- Молодцы!
- Каждая сказка чему-либо учит. Чему учит нас сказка «У страха глаза велики?» (Учит нас быть смелыми и решительными. Если мы чего-то испугались, нужно постараться преодолеть свой страх)
- Ребята, что мы можем сказать зайчику? (Чтобы смело отправлялся в свою сказку, ведь никакой опасности для него нет)