Получи документы

Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей

Елена Кателкина
Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Результативность деятельности по проблеме

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики. Чем лучше она будет организованна, тем выше умственное развитие ребенка. Поэтому одним из основных направлений с детьми раннего возраста является речевое развитие детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребенка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к общению и успешной адаптации в обществе.

Публикация «Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей» размещена в разделах

Одной из форм работы по познавательно – речевому развитию детей является ознакомление с произведениями художественной литературы. Они являются важнейшим источником и средством развития всех сторон правильной речи. Обогащают интеллект и словарный запас, дают новые знания, заставляют думать, осмысливать, вырабатывают привычку к познанию, помогают почувствовать красоту родного языка, развивают образность речи, умение выразительно и красиво говорить. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и систематическое использование художественных произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, потешки и т. д.) позволяют заложить фундамент в познавательно – речевом развитии детей.

Литературным миниатюрам присуще четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ). Самое главное – использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

С помощью произведений художественной литературы у детей третьего года жизни развиваются:

- Умение детей слушать текст, способность повторять слова и выражения из сказок, стихотворений, рассказов и потешек;

- Умение следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, а затем и без него.

Для достижения этих целей я поставила основные задачи педагогической деятельности:

- Приучать детей слушать литературное произведение и реагировать на его содержание

Развивать:

- Умение рассматривать иллюстрации, узнавать и называть произведение, его героев, отвечать на вопросы по содержанию;

- Умение выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых произведений;

- Все компоненты устной речи, литературной речи;

- Художественное восприятие эстетический вкус.

Для решения данных задач использую разные формы работы с детьми:

- Игры (сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные)

- Прогулки

- Образовательная деятельность

- Праздники, развлечения

- Индивидуальная работа

- Совместная деятельность

В работе с детьми раннего возраста для восприятия литературных произведений использую разнообразные приемы, такие как:

- Прослушивание записи в исполнении артиста.

- Словесные игры.

- «Проживание» произведений через запахи и звуки.

- Рассматривание иллюстраций и картинок.

- Беседа (предварительная, заключительная).

- Показ инсценировок.

- Театрализованная деятельность и игра – драматизация.

Словесные игры формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, заклички, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. Систематические чтения детям этих доступных текстов закладывают основу любви к художественному слову. Миниатюрные произведения народного творчества и доступные для детей авторские произведения являются первой ступенью, ведущей к познанию родного языка, дети учатся воспринимать все богатство звуков. Знакомя детей с потешками: «Курочка – рябушка», «Кисонька – мурысенька», «Наши уточки», со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» привлекаю детей к подражанию крику птиц, животных, учу точно и правильно называть их, определять, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу. Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражанию) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произношении звуков и слов.

Народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока – сорока», «Коза рогатая», которые доставляют детям много радости. Сопровождая действия с малышом словами песенки, приучаю ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, активизирую моторику рук. Исполняя простой стихотворный текст, дети показывают фигуры и сами проговаривают слова в такт движениям пальцев. Произведения народного фольклора бесценны, они являются богатейшим источником познавательно – речевого развития детей. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, накапливается и обогащается активный словарь. При воспроизведении звукоподражаний в песенках, потешках, закличках, у детей развивается слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко произносить звуки в словах. Так, например, пропевая вместе с детьми колыбельные песни, мы тем самым обогащаем их словарь за счет того, что колыбельные содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям:

«Баиньки-баиньки, спи мой зайчик маленький,

Серенькие ушки, беленькое брюшко…»

Еще один прием, который использую в работе с детьми раннего возраста – это «проживание» произведения через запахи и звуки. Чтобы помочь детям лучше почувствовать особенность того или иного произведения, использую колокольчик (Мама коза возвращается домой, козлятки слышат, как звенит ее колокольчик, предлагаю детям понюхать кусочек булочки (так вкусно пахнет колобок, поэтому все хотели его съесть). При чтении потешки «Из-за леса из-за гор» использую пластмассовые баночки с разными предметами внутри, создавая звуки проезжающей телеги и т. п.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста познавательно – речевом развитии детей играют иллюстрации и картинки. При их рассматривании прошу детей назвать героев произведения, рассказать, что они делают, вспомнить слова, которые они говорят, вспомнить название и содержание произведения, которому соответствует данная иллюстрация, повторяем наиболее интересные, выразительные отрывки произведения, где дети договаривают отдельные слова и фразы. Эти воспроизводимые отрывки наиболее интересны в плане обогащения речи («Лягушка в теремок… (прыгнула)», «Лисичка в теремок… (забралась)», «А волк… (влез)»). Детей учу отвечать на вопросы по содержанию иллюстрации (Кто это? Где у зайки уши? Что он делает? и т. п., знакомлю с характерными особенностями животных и их повадками.

Еще один прием, который использую в работе с детьми – это беседа о прочитанном. Специально подготовленные вопросы развивают умение детей воспроизводить последовательность событий, побуждают припоминать отдельные эпизоды и факты, привлекают к наблюдениям за языком художественной литературы, за его образным эмоциональным строем, обращают внимание детей на мотивы поступков персонажей (Почему Маша не разрешила медведю отдыхать и говорила «Не садись на пенек, не ешь пирожок»). Организуя беседы с детьми по произведению, их внимание обращаю на соблюдение правил безопасного поведения (Почему мама-коза не разрешила козлятам открывать дверь? Что с ними случилось? Что произошло с колобком, когда он убежал от дедушки и бабушки).

Таким образом, вопросы, которые предлагаю детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запоминать литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. Такие беседы побуждают ребенка к размышлению, помогают увидеть и понять скрытое в художественном содержании.

В работе широко использую показ инсценировок с помощью игрушек, фигурок настольного театра. Перед инсценировкой дается возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы малыш больше сосредоточился на слуховых впечатлениях. А при проведении инсценировок предлагаю задания, предполагающие развернутые высказывания, которые не только способствуют обогащению и уточнению словаря, но и формируют умение согласовывать слова в предложениях. Дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают, мычат, бодаются, как козлята и др.).

Одни из самых эффективных способов воздействия на ребенка – это театрализованная деятельность и игра – драматизация. Участвуя в театрализованной деятельность, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, отрабатывается вопросительная интонация («Терем – теремок, кто в тереме живет?»). В разной тональности воспроизводятся реплики персонажей (в сказке «Три медведя» - «Кто сидел на моём стуле?»). Внимание детей обращаю на традиционные словесные обороты, которые одновременно являются одним из средств связанности высказывания. Рассказывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами (речь, напев, мимика, пантомимика и пр.). А игры – драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и воспитывают такие черты характера, как смелость, уверенность в себе, самостоятельность, артистичность.

В своей работе художественные произведения использую в различных видах деятельности: на занятиях, в играх, наблюдениях, режимных моментах и др., поэтому мною был составлен перспективный план работы по данному направлению. В плане я распределила художественные произведения, предусмотренные программой для раннего возраста, на каждый месяц учебного года и указала вид деятельность, в котором они используются. Например, на занятии по закреплению знаний об овощах повторяется сказка «Репка», где детям предоставляется возможность договаривать отдельные слова и фразы. После слушания сказок «Колобок», «Козлятки и волк» детям предлагаю повторить песенки действующих лиц. На прогулке во время наблюдений с детьми читаю заклички «Солнышко – ведрышко», «Дождик – дождик» и др.

Существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Это специально отведенное и оформленное место в группе, где каждый ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и внимательно ее рассмотреть. Каждые 2 – 3 недели обновляю тематику и подборку книг в книжном уголке, размещая в нем книжки – игрушки, книжки – малышки, книги – картинки. Кроме книг в уголок помещаю отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу и небольшие альбомы на близкие детям темы («Игрушки», «Домашние животные» и др.). В уголке находятся произведения, с которыми в данное время дети знакомятся на занятиях. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один, общается с книгой. Только работа в уголке книги дает возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой, воспитывается бережное к ней отношение.

В таком важном процессе как знакомство детей с художественной литературой, приобщение детей к словесному искусству помогает организация взаимодействия педагогов и родителей. По данной теме провела анкетирование среди родителей, чтобы выяснить: есть ли у ребенка дома книжный уголок, какие книги родители предпочитают покупать детям, читают ли родители своим детям, существуют ли традиции семейного чтения и др. Это помогает спланировать работу по данной теме, включая следующие мероприятия:

- Плановые беседы с родителями по использованию произведений художественной литературы в семье.

- Подготовка памяток, папок – передвижек, фотовыставок, консультаций.

- Собрания, семинары – практикумы.

Из того, что описано в представленной работе, можно сделать вывод, что формирование у детей правильной речи невозможно без художественной литературы.

Работая по данному направлению, я отметила, что дети научились слушать текст литературных произведений, повторять слова и выражения из сказок, стихотворений, отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемых иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши могут следить за развитием действия в коротких произведениях с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, а затем и без него, принимать активное участие в драматизации знакомых произведений.

Систематичная, планомерная и полноценная, грамотно организованная, методически разнообразная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественные произведения расширяют представления малышей об окружающем мире, содействуют развитию литературной речи, приобщают детей к словесному творчеству, вводя их в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников Обмен опытом "Использование современных педагогических технологий в речевом развитии старших дошкольников" Речевое общение – одна из главных.

Использование сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью игры. Задачи: - побуждать детей к общению.

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей Суть деятельностного подхода заключается в том, что мы не просто объясняем новое знание, а создаем условия для того, чтобы дети самостоятельно.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации.

Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений» ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Шахбазян Сауле Тюлегеновна, воспитатель ГБОУ Школа в Капотне, г. Москва Пересказ.

Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования.

Занятие по чтению «По страницам литературных произведений»Занятие по чтению «По страницам литературных произведений» Чтение книг несомненно является неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно оно для подрастающего поколения. В рамках решения годовой.

Презентация к педсовету «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольника» Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой.

Консультация «Использование моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста» В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Опыт работы на тему «Использование фольклорных произведений в речевом развитии дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей
Опубликовано: 5 сентября 2018 в 18:16
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кателкина (УИ 1640229) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД