Шахбазян Сауле Тюлегеновна
Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Шахбазян Сауле Тюлегеновна, воспитатель
ГБОУ Школа в Капотне, г. Москва
Пересказ литературных произведений в детском саду это не средство развития речи, а вид работы детей. И суть этой роботы по развитию речи заключается в изложении прослушанного текста. Для детей дошкольного возраста это более легкий вид монологической речи. Пересказу литературных произведений, как правило, в дошкольных учреждениях начинают учить детей с пятилетнего возраста, так как это наиболее благоприятный период для закладки основ монологической речи.
Публикация «Консультация „Обучение дошкольников пересказу литературных произведений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
При пересказе ребёнок передаёт готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи, что подтверждают такие педагоги, как В. В. Гербова, Э. П. Короткова, А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. А. Шорохова и др. Каждый воспитатель детского сада помнит, что на занятиях по обучению пересказу решаются все речевые задачи. В нашей статье представим задачи, которые решаются в дошкольном учреждении при обучении детей пересказу : учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
Педагоги при обучении детей дошкольного возраста пересказу должны помнить основные методические позиции: литературное произведение выступает словесной основой для обучения детей рассказыванию; не забывать о требованиях, предъявляемых к подбору произведений для обучения пересказу; знать классификацию методов и приемов обучения и применять наиболее эффективные в обучении дошкольников пересказу; помнить отличительные особенности в структуре и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений. Благодаря связной речи дети в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. Этому должны научить детей педагоги.
В трудах педагогов Л. П. Федоренко и Г. А. Фомичёва находим, что пересказ обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями, тренирует их связную речь [5, c. 37]. Дети дошкольного возраста с помощью пересказа осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы [5, c. 217]. Далее в ходе систематической работы дети-дошкольники приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет [3, с. 14]. По мнению Н. А. Ветлугиной, пересказ распространён и в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Они пересказывают друг другу запомнившиеся и выученные на занятии художественные тексты, драматизируют их [11, c.61].
Итак, современные педагоги и педагоги классики считают, что пересказ имеет огромное значение в формировании монологической речи. Так, например, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, отмечают, что благодаря пересказу : происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса; практика употребления обогащённой лексики в активной речи; формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний; усвоение структуры связных высказываний (рассказов, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи; развитие способности к речевому самоконтролю; воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи; усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка устного народного творчества; параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического; неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения [3, c.29-30].
Основные позиции, которые должен помнить воспитатель в обучении дошкольников пересказу : 1. Обучение дошкольников рассказыванию на словесной основе опирается на готовый текст, который педагог излагает детям. В качестве словесной основы может использоваться дидактический рассказ воспитателя или чаще литературное произведение. Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей и основным видом детского рассказа будет пересказ данного текста. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей пересказу произведений художественной литературы. Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания. Так, дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». 2. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а также уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список рекомендуемых произведений содержится в базовой программе. 3. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на «примитивном» анализе текста. Прежде всего детей знакомят с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. Например, «Сейчас я вам расскажу сказку», или «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем; 4. Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать? Таким, образом, вопросы воспитателя по содержанию текста призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу.
Обучая дошкольников пересказу литературного произведения, педагог должен помнить о трудностях, с которыми сталкиваются дети - дошкольники при пересказе :
- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;
- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;
- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.
И так, пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев.
Список литературы :
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М. : Академия, 2000.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей – М. : Просвещение, 1974.
3. Калунина Е. Воспитание сказкой// Ребёнок в детском саду – 2002. - №5 – С. 73.
4. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду – М. : Просвещение, 1978.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. М. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Лотарёв, А. П. Николаичева – М. : Просвещение, 1984.
6. Нищева Н. В. Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу// Дошкольная педагогика – 2005. - №2 – С. 51.
7. Патрушева С. Обучение детей монологической речи// Ребёнок в детском саду – 2001. - №2 – С. 40-43.
8. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. – М. : АСТ, 2005.
9. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Издательства Института психотерапии, 2001.
11. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Ветлугиной Н. А. – М. : Просвещение, 1985.