Елена Степанова
Восприятие литературных произведений: игры и беседы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Чтение сказки (рассказа, стихотворения) (2-7 лет)
В любом возрасте ребенка нужно настроить на слушание. Успокоить и посадить рядом, показать книжку, сказать название, о чем будем читать, спросить его желание слушать. Перед чтением следует рассмотреть вместе с ребенком картинки, сопровождая их комментариями, вопросами, которые могут вызвать интерес к прослушиванию.
Чтение желательно сопровождать комментариями и показом иллюстраций для формирования более полного образа воспринимаемых событий. Читать надо выразительно, передавая голосом характер событий и особенности героев, желательно с характерными для героев интонациями. При чтении нужны паузы в основных местах, предшествующие важным событиям, или после, чтобы ребенок настроился на восприятие или пережил эмоции, высказал свое отношение. Для дошкольников характерно бурное переживание эмоций, неумение управлять ими, поэтому дальнейшее восприятие может быть нарушено, если не дать ребенку время для эмоциональной переработки информации.
Публикация «Восприятие литературных произведений: игры и беседы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
2. Беседа о прочитанном (3-4 года)
- Понравилась ли сказка? Что понравилось? Почему?
- О ком эта сказка? А еще о ком?
- Кто из героев больше понравился? Почему?
- Что делал главный герой?
- Что делал плохой персонаж?
- Что было в начале сказки?
- Что было потом?
(4-5 лет)
- Чем закончились события?
-Какой был главный герой? А еще какой?
- Какой был плохой персонаж? А ещё какой?
- Чем они отличаются друг от друга? Почему это видно?
- Повтори слова героев, которые ты запомнил. Что они говорили в главные моменты? В конце?
(5-6 лет)
- А какие ещё были герои? Что они делали? Кому помогали?
- Какие у них особенности?
- Где происходят события? Когда? Почему ты так думаешь?
- Какая там обстановка?
(6-7 лет)
- Какое настроение создает сказка?
- Что чувствуют герои?
- Чему учит нас это произведение?
- Что ты чувствовал, когда слушал?
3. Игра с картинками (4-7 лет)
Разложите перед ребенком картинки к сказке в беспорядке. Попросите ребенка разложить картинки по порядку событий. Что было вначале? Что потом?. Чем закончилось? Пусть ребенок расскажет события на каждой картинке. Придумает названия к картинке. Дети более старшего возраста могут рассказать события по иллюстрациям.
4. Инсценировка (5-7 лет)
Дети вместе со взрослыми изображают отдельные фрагменты сказки, повторяя слова героев, движения, позы, передают характер героев и событий через мимику, жесты, интонацию. Для усиления эмоциональных средств покажите детям приемы подражания. Создайте обстановку, костюмы или их элементы, которые усилят восприятие роли.
5. Творческая деятельность (5-7 лет)
Рисунки героев, сцен из сказки. Лепка. Выразительное рассказывание. Перед началом творческой деятельности надо заинтересовать ребенка, показать средства и способы выполнения, провести беседу о произведении.