Юлия Нольняева
Мастер-класс «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияло на интерес к чтению и к книге, как у взрослого, так и у ребенка. Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного о явлениях природы, о растениях, о свойствах разных предметов. Также дошкольники развивают способности к анализу и оценке поведения героев, развивается эмпатийные способности (понимание и сочувствие, желание помочь. Художественное произведение для дошкольников может стать и источником эстетического и интеллектуального развития. В связи с этим, сказочный материал может быть основой для развития познавательной активности детей: ведь очень часто дети не до конца понимают почему, например, растаяла Снегурочка (из сказки «Снегурочка», или почему Пузырь не утонул (из сказки «Три дровосека»).
Публикация «Мастер-класс „Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2018
Метод экспериментирования - один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира используемый в работе с детьми дошкольного возраста. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Процесс детского экспериментирования можно эффективно сочетать с процессом ознакомления со сказками, как один из эффективных вариантов развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Сегодня, на мастер – классе мы хотим вам показать, каким образом можно организовать детскую опытно-экспериментальную деятельность на основе литературных произведений (сказок различных жанров и направлений). На основе этой идеи была создана дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " По следам сказок" для детей 5- 7 лет, которая была признана лучшей на конкурсе методических разработок.
Цель мастер – класса : повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагогов Нольняевой Ю. А, Шмелевой Л. В. по теме «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений (сказок различных жанров и направлений)».
Задачи:
Обучающие: познакомить педагогов с методом организации детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений.
Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, желающим внести в свою деятельность новые педагогические технологии.
Ход мастер – класса :
А теперь перенесемся в увлекательный мир сказок.
Первая сказка, которую мы с вами вспомним, это сказка Алексея Николаевича Толстого «Мужик и медведь». Все помнят, о чем она? Как вы думаете, какие вопросы могут возникнуть у детей после чтения данного произведения? Многие дети могут не знать что это такое – вершки или даже корешки. После чтения этой сказки по, инициативе детей, мы провели опыт «Вершки, корешки». Посадили зерно, которое прорастает очень быстро 3-4 дня, затем подробно рассмотрели, что же выросло, изучили с детьми называния частей растения, которые находятся над землёй и под землей. После такой проведенной работы, дети четко представляют, что такое вершки и корешки.
Следующее произведение-это украинская народная сказка «Колосок». Давайте вспомним, о чём она. А как вы думаете, после чтения этой сказки, могут возникнуть у детей вопросы, если да, то какие? Что им может быть непонятно? А как бы вы предложили решить данную проблему? Нашим детям было интересно, а как это у героев сказки из зерен получилась мука? У нас возникла идея провести опыт «Мельница». Сначала, мы рассмотрели колоски, зернышки, муку. Объяснили детям, что такое мельница, какой она была раньше, и как производят муку сейчас. Нам мельницами послужили ручные кофемолки. После проведения данного опыта дети поняли, как из зёрен получается мука.
А теперь мы вам предлагаем подробнее изучить сказку Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Все, конечно помнят, что случилось с солдатиком в этой сказке. Вспомним тот момент, когда мальчики нашли его на улице и посадили в самодельную лодку из старой газеты. Что произошло дальше? Лодочка зачерпнула воду правым бортом, потом левым, наполнилась водой до самых краев и погрузилась на дно. Давайте сделаем лодочки из газеты, опустим их в воду и посмотрим, почему она пошла на дно. Вывод: когда лодка намокает и наполняется водой, она становится тяжелой и тонет.
А почему солдатик утонул вместе с лодкой, а не остался на плаву? А если бы солдатик был не из олова, а из другого материала, утонул бы он или нет? Давайте проверим это с помощью опыта. Перед вами лежат небольшие заготовки - это брусочек из дерева, пластмассы, железа, пластилина, олова, кусочек бумаги. Опустим их в воду. Что происходит? Вывод: Если бы солдатик был бумажный или деревянный он остался бы на плаву, а так как он из олова, он утонул.
А чем же закончилась эта история? Один из мальчиков - самый маленький - схватил оловянного солдатика и швырнул его прямо в печку. На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова. Какой бы опыт провести с детьми, чтобы увидеть, как плавится олово? Так как температура плавления олова очень высока, мы не можем его использовать в опыте в детском саду. Чем же мы можем заменить олово в детском саду? Мы можем расплавить свечу. Конечно же, это делает воспитатель, соблюдая все правила пожарной безопасности. Давайте попробуем расплавить свечу. После проведения данного опыта с детьми, им стало жалко солдатика и они загрустили, из–за того, что солдатик расплавился. А один ребенок, рассмотрел расплавленный кусок свечи, уже остывший и сказал, что он похож на птичку. Вывод: Солдатик не пропал, а превратился во что - то очень красивое
Давайте и мы с вами рассмотрим расплавленные кусочки свечи, лежащие на наших ладошках. Кто - то увидит солнышко, кто - то котенка, а что увидели вы?