Алфира Исяняева
Многообразие форм работы учителя-логопеда при развитии мелкой моторики руки с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Я учитель-логопед высшей квалификационной категории, работаю в структурном подразделении «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань». В нашем саду семь групп общеразвивающей направленности, одна группа комбинированной направленности, три группы компенсирующей направленности для детей с Тяжелыми Нарушениями Речи.
Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда, но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, т. к. в последние годы отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитывая, что речевые проблемы могут возникнуть уже в раннем возрасте, перед педагогами нашего учреждения стоит задача предупреждения своевременного выявления таких детей и оказания им индивидуальной коррекционной помощи. Еще
Публикация «Многообразие форм работы учителя-логопеда при развитии мелкой моторики руки с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В. Сухомлинский в свое время писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, воображение. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Речь ребенка станет более четкой, ритмичной и яркой, если, выполняя упражнения, сопровождать их стихотворными строчками. Многие игры требуют участия обеих рук – это даст возможность ребенку «ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы, гибкости, улучшения почерка в будущем
Кроме того, такие игры позволят ребенку раскрепоститься, почувствовать себя уверенным.
Многие годы наш коллектив реализует авторскую программу развития мелкой моторики руки у детей с нарушениями речи «Волшебные пальчики». В ней собраны различные упражнения, игры, рекомендации для педагогов и родителей, разработан перспективный план по развитию мелкой мускулатуры рук дошкольника, которые мы используем в своей работе. В настоящее время программа дорабатывается и приводится в соответствие с ФГОС ДО.
Формы работы с детьми :
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики включаются :
- как часть организованных занятий по различным разделам программы;
- в коррекционный час;
- во время индивидуальной работы;
- при проведении логоритмики, физкультурных занятий;
- во время режимных моментов (физминутки, игропаузы, утренняя гимнастика)
- минутки релаксации, подвижные игры и др.);
- как рекомендации родителям для занятий с детьми дома. Упражнения для пальчиков рекомендуется выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны при регулярных занятиях.
Традиционные методы работы по развитию мелкой моторики руки у ребенка.
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев,фаланг пальцев, кисти рук.
Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Я говорю ребенку, что "мы погреем ручки". Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Ребёнок сам или с моей помощью делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.
Дети выполняют двигательные упражнения с пальцами с предметами и без предметов. Задания превращаются в занимательные игры: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники», «пальчики-зверушки» и др.
Традиционные пальчиковые игры
Дети с удовольствием выполняют следующие упражнения:
«Моем руки»….
«Шарик» Я надул упругий шарик,
укусил его комарик,
Лопнул шарик-не беда,
Новый шар надую я.
«Ёжик» исходное положение : поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
«Лесенка»
Я иду по лесенке
и пою я песенки
Нравится детям пальчиковая гимнастика «Кошечка»
Кулачок-ладошка
я иду как кошка
«Замок», «Стол и стул».
Есть гимнастика «Пальчики ложатся спать»
«Этот пальчик хочет спать
этот пальчик –прыг в кровать
этот пальчик –прикорнул
этот пальчик уж заснул
Ну а этот долго спал,
а потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура!
Нам гулять уже пора!
Когда простые упражнения для пальчиковой гимнастики отработаны, сначала одной рукой, потом двумя руками одновременно начинаем выполнять гимнастику, где повторяется серия движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
«Елочка»
Перед нами елочка (Дети выполняют упражнение «Ёлочка»)
Шишечки иголочки (Сжимают кулачки, выставляют вперед указательные пальчики)
Шарики, фонарики (Упражнение «шарик», поднимают руки и поворачивают ладони, расставив пальчики)
зайчики и свечки (Упражнение «Зайчик»)
звезды,человечки (Ставят кулачки друг на друга)
Упражнение «Дед Мороз»
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками
- развивают ловкость пальцев;
-развивают зрительно-моторные координации;
- знакомят с геометрическими фигурами, развивают представление о симметрии;
Сначала выкладываем фигуры, допустим, указательным и большим пальцами, затем указательными пальчиками, большим и средним.
Рекомендуем фигуры для построения: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, «Ежик», «Грибок», «Мороженное», «Стрекоза», «Жираф», «Цветы», «Дом», «Змей» и др.
В свободное от занятий время мы используем с детьми игру "Спичечное королевство". Эта игра знакомит детей с геометрическими фигурами и помогает в развитии творческого мышления. Педагог называет геометрическую фигуру, а дети на основе ее выкладывают образы.
Традиционные методы включают в себя огромное разнообразие упражнений описать все чрезвычайно трудно.
Мы с коллективом нацелены на то, чтобы занятия с детьми были не только интересными, но и эффективными. Прежде всего, обучать, играя, а не просто играть
-наравне с традиционными используем нетрадиционные методы:
игры с прищепками. используем для развития мелкой моторики с речевым сопровождением, для расширения активизации словаря по различным лексическим темам. Педагог читает стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком «открывает и закрывает» прищепки, имитируя тем самым, диалог стихотворных персонажей.
«Кошка и котенок»
-Мяу, мяу
где мой крошка?
-Кто мяукает так?
-Кошка
А котенок ей в ответ:
-Мяу, мама, где обед?
Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. При ознакомлении со схемой собственного тела, эффективно использование прищепок в качестве материальной «опоры», обозначающей такие абстрактные понятия как «право»-«лево». Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется к правому рукаву одежды.
У тебя на руке огонек горит-
это правая рука он нам говорит
Так же игры с прищепками можно использовать при автоматизации звуков в стихотворных текстах диалогах
Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают, каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуя обе руки) таким образом, прищепки превращаются в различных героев- участников «разговора». Подобные упражнения используем на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.
Автоматизация звука «Ц»
Кузнец
-Эй, кузнец-молодец,
расковался жеребец.
Ты подкуй его опять
-Отчего не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два - и готово!
В нашем детском саду успешно апробирован метод использования су-джок терапии в сочетании с коррекционно-логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок, прост, эффективен и универсален. Его может использовать и педагог, и родитель в домашних условиях.
Массажный шарик использую в работе логопеда при автоматизации звуков, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
автоматизация звука Ш
Этот малыш-Илюша (большой пальчик)
Этот малыш Ванюша (указательный)
Этот малыш-Алеша (средний)
Этот малыш-Антоша (безымянный)
А меньшого малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
2) Дети выполняют инструкцию взрослого:
Надень колечко на мизинец правой руки и т. д.
Возьми массажер в правую руку и спрячь за спину.
3)Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его пальчик, ребенок должен угадать на каком пальчике кольцо.
Также я использую массажные шарики трех цветов (красный, синий, зеленый) для характеристики звуков при звуковом анализе слогов и слов.
С детьми нашей коррекционной группы мы используем собственную пальчиковую ассоциативную азбуку при изучении букв. (пример)
раскладываем буквы по ячейкам деревянного алфавита.
, выкладываем буквы из круп, выполняем упражнение «Волшебная ниточка»
наматываем на картонную цифру и букву цветную шерстяную нитку
В своей работе использую Мудры.
Мудры это особые жесты, которые пришли из Индии. Мудра Приближение счастья развивает мелкую моторику руки и внимание.
Проводим мудру
В своей работе я опираюсь на помощь родителей и предлагаю им различные игры и упражнения для пальчиков. Раскладываем две разные чашки фасоль и горох, которые перемешаны в одной чашке. Складывать с детьми забавные фигурки из счетных палочек: лесенку, елочку, домик. Предлагаю выкладывать с ребенком узоры из фасоли, гороха, желудей. Предлагаю, как можно раньше купить малышу краски для рисования пальчиками. А так же учу проводить игры и пальчиковую гимнастику ежедневно
Существует выражение, что наш ум- на кончиках наших пальцев. поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики.