Наталья Журина
Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. Предлагаемые приемы направлены на автоматизацию полученных навыков, закрепление и систематизацию материала тематической недели. Они помогают ребенку лучше понять и запомнить материал.
Публикация «Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР» размещена в разделах
Понятие «интерактивный».
В дословном переводе с английского языка интерактивный (interactive – взаимодействующий, диалоговый, осуществляющий взаимодействие. Применительно к процессу обучения означает наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимися. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль педагога практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей.
Интерактивные презентации.
Слово Презентация — (лат. praesentatio) — представление чего-либо нового. Мультимедийная презентация – это представление чего-либо нового с использованием мультимедийных технологий. Элементы мультимедийной презентации :
•Видео.
•Аудио.
•3D модели.
•Рисунки, фотографии.
•Текст.
•Анимация.
•Навигация.
•Коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Интерактивная мультимедийная презентация (ждет отклика от пользователя)
Форматы :
• Adobe Flash презентация
• PowerPoint презентация
• Видеофайл
Программа интерактивной доски.
Виды презентаций, используемых в работе логопеда.
Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);
Презентации- загадки, сказки;
Презентации - игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций);
Презентации - на расширение представлений об окружающем мире.
Преимущества использования интерактивной презентации :
Развивает высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения.
Способствует лучшему усвоению материала.
Повышает мотивацию и увеличивает работоспособность при коррекции речевых нарушений.
Представляет материал в системе образов, в алгоритмическом порядке;
Обеспечивает психологический комфорт на занятиях.
Сокращает время обучения.
Направления коррекционно – развивающей работы с использованием интерактивной презентации :
автоматизация и закрепление полученных знаний;
формирование лексико-грамматических категорий;
развитие связной речи;
обучение грамоте;
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование зрительно пространственных отношений.
Система коррекционно-логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями с использованием интерактивной презентации :
подбор презентаций по каждой лексической теме;
составление игр и упражнений в программе Adobe Flash, PowerPoint, Active Inspire – studio;
составление необходимых методических и дидактических материалов для проведения развивающих занятий;
подбор компьютерных логопедических программ и игр с целью корректировки речевых нарушений дошкольников.
Использование интерактивных презентаций :
1. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики:
(ребенок сам выбирает артикуляционное упражнение, направленное на отработку нужного звука и получает «отклик» при правильном его выполнении).
2. При подготовке к обучению грамоте:
знакомятся с буквами и звуками;
дети вписывают недостающие буквы в словах;
осуществляют звуковой анализ слогов и слов посредством передвижения квадратов соответствующих цветов;
читают слоговые таблицы и схемы, слова, предложения;
подбирают и группируют картинки на заданный звук;
разгадывать кроссворды, ребусы;
определяют наличие заданного звука в слове, соединяя линией картинку с нужным символом
подбирают картинки по первому слогу.
(“В царстве звуков”, “Приключения Айболита”, “В поисках приключений”, и др. ,
3. При развитии связной речи и формировании лексико-грамматических категорий:
устанавливают логическую последовательность картинок при составлении рассказов, пересказов;
при работе с предлогами дети перемещают объекты на рабочем пространстве доски в соответствии с заданием и т. д.
дети выделяют «4 лишний», классифицируют, соединяют и группируют, перемещая рукой объекты;
подбирают предметы по форме.
(“Имя существительное”, “Исправь ошибки”, “Собираем урожай. Овощи. Фрукты”, “Когда это бывает? Времена года” и др.)
4. Использование логопедических игр, программ.
Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над :
- звукопроизношением;
- просодическими компонентами речи;
- фонематическим восприятием;
- лексико-грамматическим строем речи.
Развивающую программу «Домашний логопед» используем на развитие слухового внимания и фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, автоматизация простых звуков).
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».
Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе интерактивных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы педагога с детьми дошкольного возраста значительно повышается.