Людмила Кузьмина
Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи самодельных игрушек из бросового материала
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год я сталкиваюсь с проблемой – у значительной части детей, поступающих в мою группу, низок уровень развития мелкой моторики. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, такие как: умение умываться, обуваться, одеваться, правильно держать ложку (многих кормят родители). Значительные трудности отмечаются во владении детьми речью. Слова произносятся не четко, произношение смазанное, у некоторых детей отсутствует элементарная фраза или речь состоит из звукоподражаний, часто полностью отсутствует понятие о форме, цвете, величине. Всё это отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека.
Публикация «Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи самодельных игрушек из бросового материала» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Поделки из бросового материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей придают тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут
в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка.
Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания
уделять развитию мелкой моторики детей.
В данной статье я представляю свой опыт по использованию самодельных развивающих игрушек.
Из пластиковых бутылок, крышечек от них, лоскутков – я сделала
игрушки, формирующие ручную умелость. Играя в них, дети становятся участниками, создают новые образы. Игрушки дают возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывают у них желание экспериментировать. Они многофункциональные, и могут служить в игре чем угодно, в зависимости от ситуации.
Из разноцветных крышек, нанизанных на шнур, получилась длинная разноцветная «змейка», из которой можно делать различные фигуры, массировать пальчики, находить определённые цвета.
На платьях из пластиковых флакончиков на полоску пластилина можно прилеплять пуговицы, бусинки, крышки.
У другой игрушки - куклы можно накручивать разноцветные крышки, украшая её. Есть кукла, с которой можно поиграть, заплетая и расплетая лоскутные косички и понаблюдать за водичкой, налитой внутри нее, что помогает некоторым ребяткам снять напряжение, успокоиться.
В открытые ротики кукол на крышках банок можно просунуть «витаминки», «конфетки» (бусинки). Эти куколки помогают разнообразить сюжетно – ролевые игры «Доктор» и «Семья» и развивают пальчики.
Игра «Мороженое» пользуется успехом у детей : ложечкой надо взять шарик определённого цвета и положить его в вазочку с соответствующим ободком. В этой игре у детей формируется навык правильно держать ложку и закрепляются сенсорные эталоны.
Палочки для массажа рук и конструирования сделаны из вьетнамской шторки. С помощью них дети могут строить фигуры, проявляя свою фантазию.
Есть бассейн для массажа рук – это бутыль из-под воды с обрезанным верхом, наполненная крышками. Дети ищут среди крышек игрушки, геометрические формы.
Есть игра «Поймай крышку». Это воронки из обрезанных бутылок, а на верёвке привязана крышка, ее нужно поймать. Воронки разной величины и разного цвета.
Разноцветным ёжикам можно прицеплять колючки-прищепки соответствующего цвета.
На ковриках из лоскутков есть липучки, петельки, застёжки, шнурочки. Они сшиты с учётом времён года и гендерных особенностей детей – на них не только бабочки и цветочки, но и самолёты, машинки.
Мягкие большие покупные игрушки быстро становятся неинтересны детям. Чтобы их видоизменять я приделала к ним липучки, бантики, колёса, ножки, молнии. Сшила гусеницу, а к ней много сапожек на застёжках из остатков ткани и лоскутков, и конечно липучки, молнии, бантики, косички.
Для распознавания цвета и формы я сделала ёлку из подушек разной величины, соединённых между собой липучками. Выставляю её в декабре, и дети играют, украшая её геометрическими формами разных цветов.
Игрушки из бросового материала дети очень любят.
В совместную деятельность с детьми я включаю игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. Например, у меня есть «коза», сделанная из пластиковой бутылки, помогающая кормить детей, участвовать в пальчиковой гимнастике, чтении потешек.
Помимо игр с детьми провожу консультации с родителями, рассказывая о важности развития мелкой моторики у детей. В беседах объясняю им, что взрослые, торопясь, часто выполняют то, что ребё нок может сделать сам: одевают – раздевают, застёгивают молнии, липучки, достают с полки игрушки и даже играют вместо него, отведя ребёнку роль пассивного наблюдателя, что очень вредно - тормозит развитие.
Благодаря системе пальчиковых игр с использованием интересных игрушек, к концу года у детей совершенствуется мелкая моторика, улучшаются навыки самообслуживания. В группе формируется положительная эмоциональная атмосфера и большой интерес к совместной деятельности с воспитателем. Родители учитывают мои советы, и мы делаем совместные успехи в воспитании и развитии детей.