МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда

Наталья Акиншина
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 70

г. Белгород

Акиншина Наталья Сергеевна

В наше время можно заметить существенную закономерность – «Пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. Проблема взаимосвязи общей и речевой моторики занимались и научно подтвердили исследованиями такие крупнейшие ученые, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Еще в 1861 году французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что в области второй и третьей лобной извилины находится область, при поражении которой человек теряет способность к членораздельной речи. Этот центр или зона Брока, обеспечивающий моторную организацию речи. Дальнейшие исследования ученых показали, что на снимке головного мозга видно, что речедвигательная область (зона Брока, расположена рядом с двигательной областью, а точнее является ее частью. Развитие моторки ведет за собой развитие речи. Исследования нейропсихологов подтвердили, что наибольшее значение имеет моторика рук. На снимке видно, что примерно треть от всей площади двигательной зоны занимает проекция кисти руки, которая расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Современные психологи, логопеды, педагоги также занимались изучением этой проблемы. В. В. Цвынтарный – упражнениями для мелкой моторки и их связью с развитием фонематического слуха по подражанию, А. Е. Белая и В. И. Мирясова – включением игр для развития рук в различные виды деятельности, А. В. Антонова – развитием графических навыков у детей с речевыми проблемами.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Упражнениям для тренировки пальцев предшествует массаж кистей рук. Массаж пальцев и кистей рук можно проводить обычным карандашом.

Также массаж может осуществляться массажными шариками су-джок.

Сначала ребенок просто катает шарик в руках. Затем проводится массаж каждого пальчика специальными пружинками.

После массажа детям можно предложить следующие виды заданий:

• сжать и раздать кулаки;

• ладонь – кулак – ребро;

чередовать: колечко – ушки – рожки;

• соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук и т. д. постепенно усложняя задания.

• игры со стихами

• игры с прищепками

• игры с пуговицами

• игры с песком, манкой, просом и т. д.

Все упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Педагогу необходимо следить за постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Список литературы:

1. Ершова Н. В, Аскерова И. В, Чистова О. А. «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» Санкт-Петербург,Детство-Пресс, 2011

2. Лапковская В. П, Володькова Н. П, «Речевые развлечения в детском саду» Москва, Мозаика-синтез,2008.

3. Максаков А. И, Тумакова Г. А, «Учите, играя» Москва, Мозаика-синтез, 2006

4. Нищева Н. В, «Занимаемся вместе» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008

5. Нищева Н. В, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007

6. Османова Г. А, Позднякова Л. А, «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» Санкт-Петербург, Каро, 2007

7. Ткаченко Т. А, «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» Москва, Гном и Д, 2001

8. Шарикова Е, «Пальчиковые игры» Москва, Стрекоза, 2010

Публикации по теме:

«Волшебный кактус». Игра для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи 3–7 лет«Волшебный кактус». Игра для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей с нарушениями речи 3–7 лет Цель: Формировать тонкие движения пальцев рук, развивать навыки зрительного контроля, связной речи, учить отбивать ритм, контролировать.

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019.

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» В последние годы в.

Консультация учителя-логопеда «Развитие речи детей от 2 до 7 лет» Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями» Мастер-класс для родителей и детей по теме: «Развитие мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями посредствам продуктивной деятельности».

Организация взаимодействия в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по вопросу развития речи детей В исправлении речевых нарушений у детей дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речиРазвитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том.

Развитие мелкой моторики ребенка в ДОУ как средство всестороннего развития в совместной работе логопеда и психолога А. Ю. Пирка, С. Н. Скоробогатова РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ –.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 16:53
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Акиншина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД