Наталья Акиншина
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 70
г. Белгород
Акиншина Наталья Сергеевна
В наше время можно заметить существенную закономерность – «Пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. Проблема взаимосвязи общей и речевой моторики занимались и научно подтвердили исследованиями такие крупнейшие ученые, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Еще в 1861 году французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что в области второй и третьей лобной извилины находится область, при поражении которой человек теряет способность к членораздельной речи. Этот центр или зона Брока, обеспечивающий моторную организацию речи. Дальнейшие исследования ученых показали, что на снимке головного мозга видно, что речедвигательная область (зона Брока, расположена рядом с двигательной областью, а точнее является ее частью. Развитие моторки ведет за собой развитие речи. Исследования нейропсихологов подтвердили, что наибольшее значение имеет моторика рук. На снимке видно, что примерно треть от всей площади двигательной зоны занимает проекция кисти руки, которая расположена в непосредственной близости от речевой зоны.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные психологи, логопеды, педагоги также занимались изучением этой проблемы. В. В. Цвынтарный – упражнениями для мелкой моторки и их связью с развитием фонематического слуха по подражанию, А. Е. Белая и В. И. Мирясова – включением игр для развития рук в различные виды деятельности, А. В. Антонова – развитием графических навыков у детей с речевыми проблемами.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в движениях пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Упражнениям для тренировки пальцев предшествует массаж кистей рук. Массаж пальцев и кистей рук можно проводить обычным карандашом.
Также массаж может осуществляться массажными шариками су-джок.
Сначала ребенок просто катает шарик в руках. Затем проводится массаж каждого пальчика специальными пружинками.
После массажа детям можно предложить следующие виды заданий:
• сжать и раздать кулаки;
• ладонь – кулак – ребро;
• чередовать: колечко – ушки – рожки;
• соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук и т. д. постепенно усложняя задания.
• игры со стихами
• игры с прищепками
• игры с пуговицами
• игры с песком, манкой, просом и т. д.
Все упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении – двумя руками вместе. Педагогу необходимо следить за постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое, при необходимости помогают ребенку. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Список литературы:
1. Ершова Н. В, Аскерова И. В, Чистова О. А. «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» Санкт-Петербург,Детство-Пресс, 2011
2. Лапковская В. П, Володькова Н. П, «Речевые развлечения в детском саду» Москва, Мозаика-синтез,2008.
3. Максаков А. И, Тумакова Г. А, «Учите, играя» Москва, Мозаика-синтез, 2006
4. Нищева Н. В, «Занимаемся вместе» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008
5. Нищева Н. В, «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007
6. Османова Г. А, Позднякова Л. А, «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» Санкт-Петербург, Каро, 2007
7. Ткаченко Т. А, «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» Москва, Гном и Д, 2001
8. Шарикова Е, «Пальчиковые игры» Москва, Стрекоза, 2010