Нелли Середина
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
НА
2018-2019 учебный год
р. п. Дмитриевка 2018
Ф. И. О. Середина Нелли Александровна
Дата рождения 22.11.1988
Образование ВЫСШЕЕ
Год окончания 2010
Специальность по диплому педагог-дефектолог
Место работы МБДОУ детский сад «Солнышко»
Должность учитель – логопед
Общий педагогический стаж 7 лет
Публикация «Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда „Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Единая цель работы учреждения: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Годовые задачи:
1. Способствовать повышению эффективности работы ДОО по развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.
2. Расширить знания педагогов о целесообразности использования художе-ственно-эстетической деятельности в процессе развития дошкольников.
3. Повышать квалификацию, профессиональное мастерство педагогических кадров, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий с целью развития индивидуальных способностей и творческого потенциала воспитанников в соответствии требований ФГОС ДО.
Индивидуальная тема самообразования: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения»
Время работы над темой: сентябрь 2018 – май 2019г
Цель: Обобщить опыт работы по теме.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
3. Пополнить развивающую среду кабинета.
ПЛАН РАБОТЫ
№
п/п Содержание сроки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Изучение методической литературы.
Проведение семинара – практикума для родите-лей: «Развитие мелкой моторики детей, с целью развития их речи в домашних условиях».
Изготовление буклета для родителей «Комплексы упражнений для развития мелкой моторики, способствующей развитию речи детей, имеющих речевые нарушения».
Оформление папки – передвижки:
«Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения».
Проведение лекции воспитателям, музыкальному руководителю, воспитателю по физической культуре по теме: «Уделяем особое внимание развитию мелкой моторики детей, имеющих речевые нарушения»
Обобщение педагогического опыта по теме: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения».
Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.
Отчет на педсовете в течение года
ноябрь
ноябрь
декабрь
февраль
в течение года
в течение года
в соответствии с годо-вым планом
Отчет по самообразованию
№
п/п Содержание Сроки Отчет о вы-полнении
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Изучение методической литературы:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии.
2. Зазуля Л. М. Эффективные методы и приемы развития мелкой моторики. Предшкольная подготовка.
3. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастики и дыхательно — голосовые упражнения.
4. Корнев А. Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать.
5. Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития мото-рики рук/Н. В. Котова.
6. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение.
7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей.
8. Улатова Т. А. Роль мелкой моторики в речевом развитии ре-бенка // Молодой ученый.
9. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника/ Т. Б. Филичева, А. В. Соболева.
10. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками.
Проведение семинара – практикума для родителей: «Развитие мелкой моторики детей, с целью развития их речи в домашних условиях».
Изготовление буклета для родителей «Комплексы упражнений для развития мелкой моторики, способствующей развитию речи детей, имеющих речевые нарушения».
Оформление папки – передвижки:
«Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих рече-вые нарушения».
Проведение лекции для воспитателей, музыкального руководи-теля, воспитателя по физической культуре по теме: «Уделяем особое внимание развитию мелкой моторики детей, имеющих речевые нарушения»
Обобщение и систематизация педагогического опыта по теме: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих рече-вые нарушения».
Изготовление, приобретение и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:
Фигурки из прищепок.
В группе имеются прищепки. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает прищепки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
Пальчиковые шаги.
Эти упражнения направлены на развитие координации движе-ний кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим со-держанием, но и возможностью экспериментировать, фантази-ровать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ре-бёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Игры с каштанами, грецкими орехами.
Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение коор-динации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между паль-цев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
Шнуровка.
В настоящее время в магазинах развивающих игрушек доста-точный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: развивающий коврик где необходимо расшнурить божью коровку.
Мозаика.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом раз-вития мелкой моторики, сообразительности и творческих спо-собностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого воз-раста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.
Игры с молниями и застёжками.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нра-вится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тре-нировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки.
«Развитие графической моторики»
Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования можно использовать книжки-раскраски. Трафареты могут иметь разную тематику. При выполнении штриховки решают следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Учу детей штриховать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по косым линиям и волнистым. Не всё сразу получается у детей. Сначала дни сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно ребёнок осваивает технику штриховки. Мышцы расслабляются, линии, выходящие за контур, становятся на место.
Театр маленьких пальчиков.
Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук. С са-мого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на од-ной или двух руках.
Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игруш-ки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних разме-ров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары: мячик (его можно катать друг другу, тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать).
Пазлы, конструктор
Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, кон-структором.
Отчет на педсовете (система работы)
в течение го-да
ноябрь
ноябрь
декабрь
февраль
в течение го-да
в течение го-да
в соответ-ствии с годо-вым планом выполнено
выполнено
выполнено
выполнено
выполнено
выполнено
выполнено
Опыт работа по теме: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения»
Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики на сегодняшний день является актуальной проблемой, особенно у детей с речевыми расстройствами.
Актуальность заключается в значимости сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму. Учеными (Л. Ф. Фомина, В. М. Бехтерев, М. В. Кольцов и др.) давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.
Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др., способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровье сберегающих технологий, которая в свою очередь связано с речью детей. К сожалению, в наше время все больше и больше у детей плохо развита мелкая моторика, что в свою очередь ведет к сложностям: не умению держать правильно карандаш, ручку, ножницы, к плохо развитой речи.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Для развития движений пальцев рук существует множество пальчиковых гимнастик по всем возрастам. Эти гимнастики необходимо проводить с детьми ежедневно в любое время и в любом месте, что удобно для родителей.
Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в ком-плекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.);
изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д., разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.).
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду:
а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя или стоя)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек. (Рис. 2):
ладонями вверх;
ладонями вниз;
обеих рук одновременно;
правой и левой по очереди.
Рис. 2
2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения "руки в стороны"):
в правую, затем в левую сторону;
б) вовнутрь (обеими кистями);
в) наружу.
3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):
одновременно;
правой, левой по очереди. (Рис. За)
4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):
одновременно;
правой, левой по очереди. (Рис. 3б)
5. Чередование прогибания и выгибания. (Рис. За,б).
6. Соприкосновение подушечек пальцев — "Пальчики здороваются" (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются. (Рис. 4):
пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;
пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;
то же одновременно двумя руками;
г) пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.
7. "Щелчки" (по 10 раз).
8. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз). (Рис 5)
9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз) (рис. 6):
правой руки;
левой руки;
обеих рук одновременно
сначала начиная с большого,
затем начиная с мизинца
10. "Ножницы" — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):
правой, затем левой руки;
обеих рук одновременно;
соединив ладони вместе. (Рис. 7)
11. Упражнение "Замок" (рис. 8а) — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):
сдавливание ладоней с силой;
вращение (поворот вправо-влево);
наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;
"Солнечные лучи" — руки в "замке" подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь. (рис. 8б)
Рисунки к упражнениям для пальчиковой гимнастики
а б
Рис. 3
а б
Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
а б
Рис. 8
а б
Рис. 9
12. Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз) (рис. 9а):
сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;
движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;
сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не раз-мыкая запястий;
сомкнутые ладони подняты вверх — разведение кистей, не размыкая запястий — "Цветок" (рис. 9б).
13. "Фонарики" — вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
14. Потряхивание расслабленными кистями:
руки вверх;
руки в стороны;
руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя за столом)
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.
3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе):
правой руки;
левой руки;
обеих рук вместе.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. "Бегают человечки" — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
7. "Футбол" — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т. д. пальцами.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Рисунки к упражнениям по самомассажу
Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12
Рис. 13 Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки (рис. 10).
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий (рис. 11).
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз (рис. 12).
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев (рис. 13).
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек (рис. 14).
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой (рис. 15).
7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание (рис. 16)
Литература:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, с.
2. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития реч3 дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель. 2008. – 61.
3. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М. : АСТ. Астрель, 2006
4. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. – М. : АСТ, Астрель, 2005.
5. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М., 1999
6. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : Просвещение, 1979.
8. Корнев А. Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать / А. Н. Корнев, Н. Е. Старо-сельская. – СПб. : Паритет, 1999.
9. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лек-сики и грамматического строя)/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1999.
10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
11. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Гринд, 1995.
12. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984
13. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника/ Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатерин-бург, 1996.
14. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спе-циального детского сада/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1999
15. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Воронеж, 1997