Папки-передвижки

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР

Светлана Глущенко
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР» размещена в разделах

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис : в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Согласно ФГОС для достижения успеха в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, прежде всего необходимо привлечение родителей к участию в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Нужно стремиться к тому, чтобы родители становились активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями.

В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, мы пришли к выводу, что одной из основных целей совместной работы логопеда и воспитателя является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.)

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Мы — педагоги должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями :

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• Объединить усилия для развития и воспитания детей;

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми :

• Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

• Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду и воспитателю необходимо лучше узнать каждую семью.

Определить особенности внутри семейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка, определить:

• роль всех членов семьи в воспитании ребенка;

• тип семейного воспитания;

• позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Выбор наиболее эффективного метода взаимодействия с семьей.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, мы стараемся рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Так как в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. Необходимо, нам педагогам, постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Для знакомства с семьей мы проводим анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Анализ ответов родителей по проведенному нами анкетированию показал, что 60 % родителей предъявляют разные требования к ребенку, 25% детей чаще общаются с бабушками, чем с родителями, у 10% ощущается дефицит общения с родителями и только 5% родителей предъявляют одинаковые требования к ребенку.

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:

I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.

II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.

IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.

V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.

Независимо от принадлежности к вышеперечисленным группам в основе любого взаимодействия с родителями мы придерживаемся определенных правил:

Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями

• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

• Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

• Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

• Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

• То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

• Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!

• Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!

• Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!

Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей в нашем ДОУ включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются коллективная работа с родтелями : «Родительские лектории»,, родительские семинары, «круглые столы», классические собрания.

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.

Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» помогают родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье, по устранению речевых недостатков у ребенка.

Индивидуальная работа имеет на наш взгляд преимущество над коллективной, позволяет установить более тесный контакт с родителями, особенно на первых этапах коррекционной работы.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Все формы взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями по источнику информации, предъявляемой родителям, и все формы проводимой нами работы условно можно разделить на 3 группы:словесные, наглядные и практические:

К словесным формам относятся:

• Беседы. Главная цель которых – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей мы знакомим родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведется индивидуальная беседа. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации, в том числе и мы в индивидуальной беседе с глазу на глаз можем уточнить особенности развития ребенка, пределить причины нарушения развития. Беседу ведем тактично, помним что от того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на первую беседу или консультацию приходят отец и мать,это избавит нас и маму от перессказа и поможет вовлеч в коррекционный процесс обоих родителей. Стараемся при первой встрече, проводя беседу ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотребляем научной терминологией, и если используем её, то с пояснениями, наличие терминов создадут барьер в общении.

• Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, мы стараемся вызвать у них желание сотрудничать. Помимо консультаций которые мы намечаем по плану, мы предлагаем самим родителям выбрать из перечня консультаций, те, которые они хотели бы получить от нас. Таким образом проводим консультации по запросам родителей. Наиболее актуальные темы консультаций которые мы проводим по запросу: «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Обучение ребенка-левши».

• Конференции, диалоги за «круглым столом». В конце или в начале года чаще всего это тема: «Готовности детей к школьному обучению»

• Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка, по внутри семейным взаимоотношениям и т. д. Анализ ответов дает нам возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед определить пути и выстроить правильный подход к родителям по проведению коррекционной работы

• Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Встречи с родителями в нашем ДОУ проводятся и в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога, и в виде тренингов, конференции, ролевых игр.

Большую часть информации, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.

К наглядным формам работы относятся :

• Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

• Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства. (Информационные стенды находятся в группах и в холле ДОУ, что обеспечивает доступность информации всем родителям)

• Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь. (Экран звукопроизношения для родителей ведется у каждого ребенка в тетрадке).

• Выставки совместных творческих работ детей и их родителей, например, «Как умелые ручки язычку помогли».

К практическим формам работы можно отнести :

• Открытые занятия для родителей.

• Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращаем на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые на таких занятиях обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

• Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

• Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Привлечение родителей к участию в праздниках происходит постепенно:

Создание домашней библиотеки, одна из форм взаимодействия с родителями.

Вне зависимости от формы работы, от вида мероприятия с родителями мы придерживаемся «10 золотых правил» :

1. Мероприятие должно запомниться.

2. Должно заставить задуматься.

3. Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок мероприятия должны быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Мероприятие – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей – мероприятие не должно длиться больше 1 часа 20 минут: 20 минут на новую информацию, 15-20 минут – выслушать вопросы и ответить на них, 20 минут – индивидуальные вопросы.

9. Каждое мероприятие должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10. Будьте изобретательны – проводите каждое мероприятие по-новому.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда -1- Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь,.

Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Характерологические особенности.

Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Применение интерактивного оборудования в коррекционной работе учителя-логопеда ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Гайбышева Д. Р. ,учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО.

Применение интерактивного оборудования в коррекционной работе учителя-логопеда Применение технических средств повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Покинут счастьем будет тот, кого.

Здоровьесберегающие технологии. Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда. В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР
Опубликовано: 18 мая 2018 в 08:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко (УИ 275281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД