Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год

Ульяна Матвеева
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа учителя-логопеда Матвеевой У. А. для работы с детьми с ТНР

подготовительной группы на 2018-2019 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного детства

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1. Описание материально -технического обеспечения Программы

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Проектирование образовательного процесса.

IV. Дополнительный раздел

4.1. Список приложений

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н. В.).

Рабочая программа рассчитана на один учебный год.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

Цель: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

Задачи:

1. Обеспечить осуществление квалифицированной коррекции нарушений речи.

2. Совершенствовать речь как средство общения

3. Развивать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение)

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

• Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

• Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

• Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.

Приложение 1. «Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста».

Приложение 2. «Возрастно-психологические характеристики особенностей детей, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи».

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1. Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного детства.

Конкретизация требований к планируемым результатам освоения Программы с учё том возрастных возможностей детей:

овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области

«Речевое развитие»

6 – 7 лет Развитие свободного общения со взрослыми и детьми :

способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;

самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

пользуется естественной интонацией разговорной речи;

соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения;

способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;

способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;

способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности.

Развитие литературной речи:

способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;

самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

называет любимые сказки и рассказы;

называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);

эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

может импровизировать на основе литературных произведений.

II.Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической работы с детьми старшего возраста

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления работы Содержание работы

Развитие словаря

• Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и

обобщения знаний об окружающем.

Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и

увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности;

существительными, образованными от глаголов.

• Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами,

словами-антонимами и словами-синонимами.

• Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить

использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

• Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами,

относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими

моральные качества людей.

• Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с

оттенками значений.

• Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными

предлогами.

• Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм,

наречий, причастий.

• Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

• Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и

множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных

конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

• Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и

имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

• Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с

увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

• Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к

существительным.

• Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную

степень имен прилагательных.

• Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных

временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

• Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по

демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными

членами.

• Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных

предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными

времени, следствия, причины.

• Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без

предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки

составления графических схем таких предложений.

• Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были

ознакомлены в предыдущей группе.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

Развитие просодической стороны речи

• Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной

голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать

форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно

громко, тихо, шепотом.

• Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона

в играх.

Учить говорить в спокойном темпе.

• Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

• Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

• Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях,

небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

• Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной

речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.

Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

• Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми

слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов

(слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и

введением их в предложения.

Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой

структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в

предложения.

• Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех

слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

• Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

• Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных

звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по

месту образования.

• Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать

умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

• Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Обучение элементам грамоты

• Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

• Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

• Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»;

лепки их из пластилина.

• Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно

напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

• Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

• Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

• Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с

буквой А, чу—щу с буквой У).

Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

Развитие связной речи

• Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,

впечатлениях.

• Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и

познавательного общения.

• Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них

полно или кратко.

• Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о

предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

• Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

• Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия

или лица рассказчика.

• Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том

числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за

изображенным событием.

Методы и средства реализации Программы

Методы Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой устное или печатное слово ( фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины); поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.

Наглядные методы: наблюдаемые объекты, предметы, явления;

наглядные пособия

Метод иллюстрирования предполагает применение картинок,

рисунков, изображений, символов,

иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др

Метод демонстрации связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа Различные действия и движения,

манипуляции с предметами, имитирующие

движения и др.

Метод наглядного моделирования предметные картинки, опорные схемы и пиктограммы.

Методы практического обучения Скороговорки, стихотворения.

Музыкально-ритмические движения,

этюды-драматизации. Дидактические,

музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

Упражнения (устные, графические,

двигательные (для развития общей и

мелкой моторики) и трудовые)

Приучение.

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения Рассказы, содержащие проблемный

компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.

Проблемная ситуация

Познавательное проблемное изложение

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Специфика методов реализации Программы :

- на первых этапах реализации Программы с детьми с нарушениями речи используются преимущественно все виды наглядных методов, логические и гностические способы помощи детям с тяжелыми нарушениями речи используются ограниченно;

- наиболее эффективным при реализации Программы с детьми с ОВЗ является сочетание наглядных и практических методов;

- помимо традиционных методов реализации Программы, эффективным способом помощи всем категориям детей с ОВЗ является метод арттерапии (помощь средствами искусства);

возможности словесных методов (беседы, рассказа, разъяснения и др.) на начальных этапах имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, бедности социального опыта большинства детей с нарушениями речи;

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Цель взаимодействия – создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка.

В основу совместной деятельности семьи и педагогического коллектива заложены следующие принципы:

- принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности».

- принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Принцип взаимоотношений семьи и ДОО на основе гуманности, толерантности, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

- принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОО открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социальное окружение.

- принцип дифференцированного подхода к каждой семье.

- принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы выбираются в соответствии с социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм отдается предпочтение общению, пониманию, диалогу.

Консультационная помощь семье:

«Школы родителей успешных детей» включает различные формы взаимодействия с семьей:

• индивидуальные консультации для родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями;

подгрупповая консультация, которая наряду с рекомендациями специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям, озабоченным одной и той же проблемой воспитания малыша;

• практические семинары, позволяющие родителям научиться, решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам руководства различными видами детской деятельности, организацией игр, интересных сюрпризов. Это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком;

• практические пособия, позволяющие постоянно обращаться к опыту педагогов и других родителей при возникновении затруднений: дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь, информационные издания, стенды, папки;

• конференции, «круглые столы», родительские собрания, направленные на обсуждение и принятие образовательных инициатив семьи, корректировку плана образовательной деятельности, разработку совместных мероприятий.

Публикации по теме:

Годовой план учебно-методической работы учителя — логопеда на 2018–2019 учебный год Мероприятия, Сроки проведения I. Организационная работа 1. Подготовка кабинета к новому учебному году. Приобретение и изготовление наглядности.

Перспективный план работы учителя-логопеда 2018–2019 учебный год Перспективный план работы учителя – логопеда Зюляевой М. С. МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики на 2018 – 2019.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 5–6 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Тема возрождения России стала звучать.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 3–4 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2018–2019 учебный год 1. Информационная справка Тип программы – модифицированная (адаптированная) Образовательная деятельность – социально - коммуникативное развитие.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по лепке в средней группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением 4–5 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная.

Рабочая программа по речевому развитию в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по речевому развитию в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка • Данная программа разработана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 15:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД