МААМ-картинки

Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения

Юлия Воробьёва
Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Публикация «Использование „тактильных дощечек“ на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Всестороннее представление об окружающем предметном мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью данного вида восприятия закладываются знания о форме, величине, массе предметов, их расположении в пространстве и т. д.

Система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации – это мнемотехника.

Цель деятельности – создание условий для развития навыков тактильного обследования предметного мира и тактильной чувствительности у детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и упражнений, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

Задачи:

развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление, монологическую и диалогическую речь, мелкую моторику рук;

• обучать тренировке тактильных ощущений;

• воспитывать наблюдательность.

В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально.

Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 10 на15 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.

Дощечки покрываются материалами: (ткань, бумага, природный материал и т. д., которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, и т. д.).

Работа с «тактильными дощечками» строится в несколько этапов:

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие задания :

обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)

сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как … (снег, собачка, колючий как? (ежик, елочка, цветок, гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

• нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех;

• описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? (на оладушки, капли варенья, дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)

На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; мех - теплый, добрый, ласковый, нежный; Целлофан - грустный, холодный.

Используются такие задания в работе с детьми:

• разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки);

• найди дощечку, похожую на котика, ежика;

• найди самую злую дощечку;

• самую добрую.

На третьем этапе применяются более сложные задания:

• составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.

Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи и развитии зрительного восприятия.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек.Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек. Познание окружающего мира невозможно без сенсорного опыта. Без сенсорной памяти, которая состоит из слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 22 января 2021 в 13:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Воробьёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД