Юлия Воробьёва
Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Публикация «Использование „тактильных дощечек“ на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Всестороннее представление об окружающем предметном мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью данного вида восприятия закладываются знания о форме, величине, массе предметов, их расположении в пространстве и т. д.
Система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации – это мнемотехника.
Цель деятельности – создание условий для развития навыков тактильного обследования предметного мира и тактильной чувствительности у детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и упражнений, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
Задачи:
• развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление, монологическую и диалогическую речь, мелкую моторику рук;
• обучать тренировке тактильных ощущений;
• воспитывать наблюдательность.
В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально.
Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 10 на15 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.
Дощечки покрываются материалами: (ткань, бумага, природный материал и т. д., которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, и т. д.).
Работа с «тактильными дощечками» строится в несколько этапов:
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие задания :
• обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)
• сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как … (снег, собачка, колючий как? (ежик, елочка, цветок, гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
• нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех;
• описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? (на оладушки, капли варенья, дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)
На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; мех - теплый, добрый, ласковый, нежный; Целлофан - грустный, холодный.
Используются такие задания в работе с детьми:
• разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки);
• найди дощечку, похожую на котика, ежика;
• найди самую злую дощечку;
• самую добрую.
На третьем этапе применяются более сложные задания:
• составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.
Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи и развитии зрительного восприятия.