Евгения Кравченко
«В гостях у Водяного». Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе на тему: «В гостях у Водяного»
Цель: формирование представлений детей о свойствах воды,
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем.
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность.
2. Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность;
- Развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;
- Пополнить словарный запас детей
3. Воспитательные:
- Воспитывать желание беречь воду
- Создать доброжелательную атмосферу в группе.
- Воспитывать желание играть коллективно, сообща
Предварительная работа: беседы на тему «Вода – это жизнь для всех живых существ»; загадывание загадок; чтение экологических сказок о воде: «История маленького лягушонка» (О круговороте воды в природе, «Всё живое нуждается в воде», «Сила дождя и Дружбы» (Сказка о живительной силе воды, «Как тучка была в пустыне» (Сказка о месте, где нет воды); заучивание потешек: «Ладушки, ладушки, моем с мылом лапушки…», «Водичка, водичка, умой Анюте личико…»; «Буль, буль, буль, карасики, купаем Катю в тазике»; чтение художественных произведений: А. Барто: «Девочка чумазая», прослушивание аудиозаписи «Капли дождя по крыше», «Шум реки».
Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественного слова, использование здоровье сберегающих технологий.
Материалы и оборудование: таз с сине – чёрной водой; 2 ведра небольшого размера, оно пустое, второе с чистой водой; камешки, персонажи: игрушка - Русалочка, рыбки; изображения в ламинированном виде: Водяной, пиявки; кисти, подставки под кисти, гуашь голубая, (на каждого ребёнка); губки (на каждого ребёнка); влажные салфетки; одноразовая посуда: столовые ложки на каждого ребенка, стаканчики (0.5 л) и (0,2 л) на каждого ребёнка, трубочки для коктейля (на каждого ребёнка, жидкое мыло, мыльные пузыри 1 шт; музыкальная колонка; флешка с аудиозаписями мелодий.
Ход:
1. Вводная часть:
(воспитатель с детьми входят в группу)
Приветствие «Собрались все дети в круг…»
Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Скажем дружно мы гостям: «Здравствуйте, мы рады Вам!»
2. Основная часть.
Воспитатель берёт в руки куклу Русалочку и начинает игру.
Русалочка: Ребята, здравствуйте. Я – Русалочка. Я живу в реке, а мой сосед друг Водяной в болоте. Быстрая река принесла меня к вам, чтобы рассказать грустную историю. У Водяного беда. Мой друг Водяной он передал вам послание.
- Вот, послушайте.
Включается аудиозапись.
Песенка Водяного: «Я водяной, я водяной….».
(аудиозапись)
Я водяной, я Водяной
Никто не водится со мной,
А то мои подружки – пиявки, да лягушки,
Фу, какая гадость,
Эх, жизнь моя жестянка,
Да ну её в болото,
Живу я как поганка….
Русалочка: Вы, слышали, ребята? Никто с Водяным не хочет дружить. Только пиявки, да лягушки. И в гости к нему не хотят приплывать красивые рыбки и рачки. Мне его очень жаль. Ему очень нужна ваша помощь.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему у Водяного всё так плохо? Почему к нему не приплывают в гости рыбки и рачки?
Дети: потому, что он живёт в болоте. А там грязная вода.
Воспитатель: Русалочка, но как мы сможем помочь твоему другу?
Русалочка: Я вам покажу, где он живёт. Давайте поедем к нему.
Воспитатель: Дети, ну что, поможем водяному?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда садимся в паровоз и поехали.
Дети берут друг друга за плечи и двигаются за воспитателем и Русалочкой по кругу.
Включается аудиозапись.
Песенка: «Едет, едет паровоз…»
Русалочка: Вот мы и приехали. Скорее пойдем со мной. Я покажу, где болото Водяного. Подходят к столу, на нём стоит таз с чёрной водой, возле которого Водяной с пиявками и лягушками.
Воспитатель: Дети, что мы можем сделать? Чем помочь Водяному?
Дети: Нужно поменять водичку в болоте. Нужно вылить чёрную воду и залить голубую.
Воспитатель: А как мы можем это сделать?
Практическая деятельность детей:
Опыт № 1. «Вода не имеет формы»
На столе лежат предметы (Столовые ложки, пластиковые одноразовые стаканчики, губки)
Воспитатель: Как мы будем выливать водичку из водоёма?
Дети: можно набрать воду в стаканчики, ложки.
Воспитатель: Правильно. А ещё можно набрать водичку губкой.
- Давайте перенесём грязную водичку вот в это ведёрко (показывает пустое ведро). Давайте вместе это сделаем. (воспитатель показывает, дети повторяют)
Воспитатель: Что происходит с водой, когда вы набираете её в стаканчик, ложку? В губку?
Дети: вода находится в стакане, ложке, губке
Воспитатель: Правильно. Вода принимает форму того предмета, в котором находится. Даже впитывается в губку. (показывает на своём примере)
Дети переносят воду, используя губку
Вывод: Вода не имеет формы.
Воспитатель: Вы молодцы, всю грязную водичку из болота вычерпали. Но теперь нам нужно поменять водичку в болоте. Как мы можем это сделать?
Дети: надо налить новую воду.
Опыт №2 «Вода прозрачная, не имеет запаха».
Воспитатель: Хорошо. Мы можем так же налить и новую водичку?
Дети: Да
- А можем сразу чем - то перелить?
Дети: Из ведёрка. (воспитатель переливает из ведра в чистый таз воду)
- Теперь в болотце чистая водичка.
- Какая здесь вода? Какого цвета?
Дети: у воды нет цвета.
Воспитатель: возьмите каждый по камушку и киньте в водичку. Что вы видите?
Дети: камушки на дне.
Воспитатель: Значит вода, какая?
Дети: Вода бесцветная, прозрачная, потому, что видно камушки
Воспитатель: понюхайте водичку. Она пахнет?
Дети: нет.
- А давайте попробуем набрать воду ручками. Что происходит?
Дети: водичка выливается.
Воспитатель: Правильно. Водичка убегает сквозь пальчики и через края ладошек.
Вывод: Вода не имеет цвета, вода не имеет запаха, она прозрачная, это жидкость.
Воспитатель: Но Водяной не сможет жить в прозрачной воде. Он водный житель. Верно, ребята?
Дети: Не сможет.
- Что нужно сделать, чтобы вода была речной, как в реке?
Дети: Нужно её покрасить в голубой цвет.
Воспитатель: Верно. Тогда в реке вырастут растения. А если будут растения – приплывут и рыбки, потому что многие рыбки питаются растениями и любят чистую, голубую водичку. И тогда у Водяного появятся друзья.
Опыт № 3.«Вода – растворитель»
Воспитатель: Я предлагаю вам набрать на кисточки голубую гуашь и добавить её в воду. Давайте посмотрим, что получится. (Дети растворяют гуашь в воде)
- Давайте скажем все вместе:
Краску кистью наберём
И в водичку окунём
Краска, краска, растворись,
В голубую речку превратись!
Воспитатель: Что мы с вами видим, ребята?
Дети: водичка стала голубой
Воспитатель: Верно. Вода окрасилась в тот цвет, который вы выбрали.
- А вот и рыбки. Пустим их плавать в водичку?
Дети: Да! (пускают игрушек «рыбок» в воду)
Вывод: Вода – растворяет краски. Вода – растворитель.
Водяной: Спасибо, вам, ребята. Теперь я буду жить в чистой речке и у меня теперь есть друзья – красивые рыбки!
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами превратимся в маленьких рыбок и поиграем.
Физкультминутка: «Рыбка».
Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)
Рыбке весело играть (хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать (делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка спинку изогнула (руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла (приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (снова «плывут»)
Воспитатель: Какие шустрые рыбки у нас!
Русалочка: А вы любите мыльные пузыри?
Дети: Да
Русалочка: Как вы думаете, откуда появляются пузыри, пена?
Дети: пена получится из мыла.
Опыт № 4. «Мыльная пена в воде»
Воспитатель: Ребята, проходите к столам, присаживайтесь на стульчики. У каждого есть стаканчик с водой. В каждый стаканчик я добавлю капельку мыла. А теперь нужно подуть в трубочку, вот так
- Смотрите, что получается?
Дети: Пена!
Воспитатель: потрогайте пену. Какая она?
Дети: белая, мягкая, воздушная.
Воспитатель: Подуйте на неё. (дуют)
Воспитатель: Теперь вы знаете, как получается пена и мыльные пузыри.
Вывод: Мыло в воде - получается пена.
Водяной: Ребята, спасибо, что вам за вашу доброту. Я дарю вам вот такие медальки с капелькой воды!
Рефлексия.
Воспитатель: Скажите, ребята, нам удалось помочь Водяному? Что вы сегодня узнали про водичку? Вам весело было играть с водой? Какие вы молодцы!
Русалочка: Ребята, спасибо, что помогли моему другу – Водяному. А сейчас я приглашаю всех вас поиграть с мыльными пузырями!
Звучит аудиозапись.
Песенка "Мыльные пузыри"
Воспитатель пускает мыльные пузыри, дети ловят.