Ирина Мазина
Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения
▼ Скачать
Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании предметов как с помощью зрения, так и с помощью сохранных анализаторов. На основе использованиявсей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения –
Публикация «Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
формирую способы перцептивных действий, основанные не только на непосредственном чувственном восприятии, но и на развитии речи и мышления. В играх с детьми я стараюсь обогащать их словарь, развивать связную речь. С помощью руки дети с нарушением
зрения могут обмерить предмет, определить его форму, сравнить с другими, выделить пространственные свойства обследуемого объекта (его длину, ширину, форму, объем, вес и др.).
Игра способствует развитию у слабовидящих дошколят мелкой мускулатуры пальцев, развивают координацию движений пальцев, улучшают зрение, нормализуют подвижность глаз. Например, я часто использую игровые задания на занятиях с природным материалом «Помоги Золушке»,«Попади в колечкипалочкой»,«Стереотренер»,«Надень шарик», «Тактильное лото».
Мозаика, плетение ковриков, работа с бумагой, сматывание лент и ниток, работа, нанизывание бус разного размера, колец, пуговиц и других предметов с отверстиями, изображение предметов окружающего мира, геометрических фигур из частей, рисование по ориентирам способствуют развитию рук, нормализации психических процессов, а главное – повышают остроту зрения у детей, страдающих амблиопией.
Во всех этих играх и игровых упражнениях я учитываю возраст детей и характер нарушения зрения у каждого ребенка. Если у ребенка наблюдается дальнозоркость, материал ему даю мелкого размера (горох, рис, косточки вишни, ребёнкa с близорукостью– крупные предметы (фасоль, бобы, косточки слив и др.). Детям с ослабленным зрением предлагаю для работы пластилиновые дощечки с бороздочками заданного изображения,
которые помогают им создать (выложить) картинку. Детям младшего дошкольного возраста, например, упражнение «шнуровка» будет интереснее, если выполнение упражнения сопровождать стихами
Среди слабовидящих есть дети с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения. Чтобы помочь таким детям, я стараюсь использовать красочный, насыщенной яркости материал, закрепляя во всех видах деятельности названия цветов и их оттенков. Придумываем игровые эталоны (солнце – жёлтый, зеленый – ель, оранжевый – апельсин и т. п.). Использую игры «Веселая мозаика», «Выложи радугу», «Составь узор», и др. пальчиковые игры.
* Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры я организую во вводной части образовательной деятельности или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха.
* Так же провожу массаж и гимнастику с использованием массажных шариков различных диаметров и массажных колец. Мы перекатываем между двух ладоней шестигранный карандаш, шишки, грецкие орехи.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.