Надежда Пронькина
Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МАДОУ№10
Г Ленинск-кузнецкий
Пронькина Н. П.
Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности дошкольников.
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы воспитания и обучения детей. Новой формой работы является метод проектной деятельности. Метод проектов незаменим в организации взаимодействия педагогов, социума и детей. Инструментом метода проектной деятельности является проект.
Публикация «Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Проектирование это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения цели в течение заданного периода в рамках возможностей.
Количество участников может меняться, могут вноситься коррективы, но неизменным должно оставаться то, что ребенок выполняет работу охотно и по своему желанию. Достоинство любого проекта определяется степенью заинтересованности детей при достижении цели.
Детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов ребенка
- деятельность детей без принуждения
- предоставление детям самостоятельности и поддержка его инициативы
- совместное с взрослым поэтапное достижение цели
- тематика, адекватная его возрасту
Самостоятельной деятельности ребенка уделяется особое место в новых государственных требованиях. Одна из важных составляющих проекта – научить ребенка проявлять инициативу и реализовывать ее.
Успешность проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
• Обоснование необходимости проекта
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы, возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
• Цели и задачи проекта
Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
• Участники проекта
В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
• Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
• Рабочий план реализации проекта
Рабочий план представляет собой план выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием наименования мероприятия, предполагаемых дат и ответственных за их проведение, место проведения.
• Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании проекта.
Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.
Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.
• Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта т. е. дальнейший план работы в данном направлении.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:
• низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
• нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
• недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
• низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
1. В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:
• значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
• ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
• корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
• адекватность показателей оценки эффективности проекта;
• соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
• значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
4. В приложениях к проекту можно представить:
• учебно-тематические планы;
• структуру раздаточных материалов;
• тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
• структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
• примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
• тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
• тематику, объем консультаций.
В качестве практического материала представляю свой проект
Проект «Кукольный настольный театр своими руками.
Цель: Показ настольного театра «Зайкины друзья».
Проблема : «Формирование творческих способностей и развитие эмоциональной сферы у детей средствами ручного труда».
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: фронтальный.
Возраст детей: Старший дошкольный.
Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (1 месяц).
Задачи:
1. Формировать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности. Развивать моторику пальцев рук. Закреплять прием сматывания ниток в клубочек.
2. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату. Способствовать возникновению ощущения, что продукт его деятельности интересен окружающим.
3. Развивать способность понимать, осознавать свои чувства и переживания другого человека на символическом и вербальном уровне. Формировать представление о дружбе, побуждая к добрым поступкам.
3. Побуждать ребенка экспериментировать с цветом и материалами, поощрять и поддерживать творческие находки, стремление к собственному решению. Развивать групповую сплоченность.
Данный проект состоит из 3 этапов.
1 этап – подготовительный
Задачи первого этапа: Формировать целенаправленную деятельность детей и стремление к созидательной активности. Продолжать учить детей сматывать нитки в клубочек. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональное положительное отношение к занятиям ручного труда.
2 этап – этап реализации. Дети учат слова, готовят атрибуты к показу сказки и т. д. Активность взрослого несколько снижается, подключаются дети для реализации своих идей.
Задачи второго этапа: Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми. Совершенствовать уровень накопленных практических знаний, умений, и навыков. Способствовать возникновению ощущения, что продукт его деятельности интересен окружающим. Формировать у ребенка интерес к конечному результату его деятельности.
3 этап – творческий. Презентация продукта совместной деятельности. Он характеризуется повышенным интересом детей и стремлению к самостоятельности.
Задачи третьего этапа: Повышать интерес детей к выполнению поделок своими руками. Совершенствовать самоанализ и самоконтроль. Развивать творческие способности ребенка и желание улучшать результаты своего труда. Пробуждать радостные ощущения от совместных активных действий.
Планируемые результаты.
Организация работы с детьми по методу проектов дает все основания прогнозировать положительные сдвиги в речевом и эмоциональном развитии ребенка. Речь детей становится активнее, воспитанники учатся планировать свою деятельность. Получая конечный результат, дети гордятся своими успехами, тем самым повышается их самооценка.
Практическая часть проекта:
Организованная образовательная деятельность
1. Занятие:
Тема: «Цветные клубочки».
Задачи: Учить детей сматывать ниточки в клубочек. Приобщать детей к познавательному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка – кот, корзина с цветными клубочками, иллюстрации, пиктограммы (настроение).
Содержание занятия:
Организационная часть занятия.
Психогимнастика «Доброе утро и всем улыбнись.
Справа и слева друзьям поклонись. Будем дружить, помогать всем всегда
Вы согласны? Ответьте мне: - «Да!»
Загадка: «Маленькое, кругленькое, легкое, а за хвостик не поднять» (клубок).
Давайте зайдем в группу и найдем отгадку.
Входим в группу и что же видим?
Основная часть занятия.
Сюрпризный момент.
Воспитатель обращает внимание на корзинку. Кот - шалун опрокинул корзинку с цветными клубочками. – «Что же делать? В группе беспорядок, весь ковер в клубочках? Кот сидит грустный. Давайте поможем коту смотать клубочки и навести порядок в корзинке. Но сначала надо разбудить наши пальчики, чтобы они хорошо работали».
Пальчиковая гимнастика:
«Все корзиночку покажем, если пальчикам прикажем,
Пальчики, переплетайтесь и тихонько разъезжайтесь.
И большие пальцы рук ручку наверху сплетут.
Наши пальчики все тут».
Воспитатель предлагает навести порядок в корзинке. Дети сматывают клубочки. Воспитатель показывает, как правильно это надо сделать, чтобы клубочек был красивый.
Если ребенок затрудняется необходимо применить метод «рука в руке».
Работа закончена. Дети садятся полукругом вокруг корзинки.
Беседа. Какого цвета клубочки? Как ты думаешь, какое настроение у твоего клубочка? (веселое) Почему ты так решил? (он красного цвета как солнышко). Предложить показать картинку с веселым настроением. Миша, а у тебя какого цвета клубочек? (серый) Покажи настроение твоего клубочка (грустное). Почему ты так думаешь? Он похож на тучи осенью (ребенок показывает пектограмму с грустным настроением).
Клубочки все разные, и из них можно сделать много полезного и интересного. Ими можно даже играть. Как можно играть клубочками? (катать, как мяч, метать в цель, бросать друг другу и ловить). А я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Назови животное». Дети встают в круг, передают клубочек друг другу, называют животных, которые живут в лесу и имитируют движения этих животных. После игры садятся на свои места.
Воспитатель показывает иллюстрации диких животных (заяц, волк, медведь, лиса). Как вы думаете, в какой сказке можно встретить этих животных (дети перечисляют). Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам.
Заключительная часть занятия.
Мотивация к следующему занятию. А еще можно из клубочков сделать разных животных - героев сказки. А вы хотите сами показать сказку? Давайте сделаем животных из наших клубочков, а потом покажем сказку с их участием. Воспитатель предлагает выбрать, какого животного ребенок будет делать. Как ты думаешь, какой цвет ниток подойдет для твоего зайца, волка, медведя, лисы? (дети выбирают нужный цвет клубочка для своего животного, сравнивая с иллюстрациями, объясняют свой выбор). На следующем занятии мы будем делать героев нашей сказки.
Итог занятия. Воспитатель подходит к коту - «Дети коту очень понравилось, как вы занимались, как помогли ему навести порядок в корзинке. Мне тоже понравилось, как аккуратно вы смотали клубочки. Из них получатся замечательные герои сказки для нашего настольного театра. А вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего?
Кот решил подарить вам книгу со сказкой. На следующее занятие он обязательно придет посмотреть, как вы будете готовить животных для настольного театра. А по вечерам мы будем читать сказку, и учить свои роли для показа театра.
2. Занятие
Тема: «Сказочные герои своими руками».
Задачи: Учить детей выполнять поделки по показу и словесным указаниям, опираясь на технологические карты. Развивать моторику пальцев рук и целенаправленные действия. Способствовать повышению уверенности в себе и в своих силах. Продолжать воспитывать групповую сплоченность и внимательное отношение друг к другу.
Материалы: Клубочки, выполненные детьми на предыдущем занятии, элементы деталей для животных, клей, технологические карты, салфетки.
Содержание занятия:
Организационная часть занятия.
Сюрпризный момент. - Входит кот Васька. Дети, к нам на занятие пришел наш любимый кот. Наверное, ему понравилось у нас в гостях. Потому что одному всегда скучно и грустно. Покажите, какое настроение бывает, когда мы грустим (дети мимикой показывают грустное настроение) .
А давайте встанем в круг и поиграем, и кота с собой возьмем.
Психогимнастика «Все, кто здесь в гостях сейчас, посмотрите - ка на нас! Какие мы нарядные, красивые, опрятные. За руки скорей беритесь, в круг большой вы становитесь (дети делают большой круг). А чтоб ближе быть, друг к другу, мы пойдем сейчас по кругу - 1,2,3, - вот и вместе мы! (дети делают маленький круг, кладут руки на плечи друг другу). Вот какие мы молодцы, какие мы дружные. Какое у нас сейчас настроение? Давайте покажем, какое хорошее настроение у нас (мимикой).
Дети садятся на свои места.
Основная часть занятия.
Игровое упражнение «Сложи животное»
Дети, посмотрите, что нам принес кот. Открывает конверт, а там загадки про героев сказки (воспитатель читает загадки, дети отгадывают и складывают животное из геометрических фигур по образцу)
1.«У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора» (заяц).
2 «На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож. Он бежит, оскалив пасть, он на всех готов напасть» (волк).
3 «Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса. Кто же это (лиса)
4. Косолапые ноги, спит зимой в берлоге. Догадайся и ответь. Кто же это? (медведь)
Затем дети рассматривают животных. Их характерные признаки: заяц белый, у него длинные уши; лиса рыжая, у нее острый носик, острые ушки; волк серый; медведь коричневый, у него круглые уши.
Вспомните, чем мы занимались на прошлом занятии. Вы сделали клубочки и выбрали животного, которого будете сейчас делать. Воспитатель предлагает детям выбрать поднос с теми деталями, которые нужны для его персонажа. Ребенок выбирает, объясняет свой выбор.
Воспитатель показывает и объясняет последовательность и приемы выполнения работы по технологическим картам. Дети вспоминают, как надо пользоваться клеем, для чего нужна салфетка.
А чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте их разбудим.
Пальчиковая гимнастика: «1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять (по одному пальчику поднимают из кулачка, 1, 2, 3, 4, 5 - в домик спрятались опять (по одному пальчику прячут в кулачок) Где же наши пальчики? Вот они! (быстро шевелят пальцами).
Физ. минутка. «Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ручками похлопали, ножками потопали, покружились, повертелись и на место все уселись.
Повторить последовательность работы, опираясь на карты - подсказки.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа.
Сначала нужно смять бумагу в шарик.
А потом обмотать его нитками.
Вот какие клубочки получились! Из них мы будем делать героев нашей сказки.
А волк то у нас получился добрый!
А сейчас приклеим длинные ушки, будет зайчик.
Заключительная часть занятия.
Итог занятия. Предложить детям поставить свои поделки на полку. Вот какие интересные персонажи мы с вами сделали. Как вы думаете, они похожи на героев нашей сказки.
Вам понравилось занятие? Что понравилось? И коту очень понравились зверушки. Ему уже так хочется посмотреть вашу сказку.
Мотивация на следующее занятие. В свободное время мы с вами сделаем лесную полянку для наших животных. А на следующем занятии покажем сказку для кота и для других гостей.
Презентация проекта.
3. Занятие.
Тема: Кукольный настольный театр: «Зайкины друзья».
Задачи: Учить детей подражать голосам животных, выражая различные эмоциональные состояния. Развивать творческие способности. Повышать интерес к выполнению поделок своими руками. Воспитывать сострадание, сочувствие, желание помочь окружающим. Закрепить понятие «дружба».
Материалы: персонажи сказки, макет лесной поляны, кот – Васька, угощение для детей.
Содержание занятия.
Организационная часть занятия.
Психогимнастика: «Доброе утро и всем улыбнись, справа и слева друзьям поклонись. Будем дружить, помогать всем всегда. Вы согласны? Ответьте мне. - Да! (дети садятся на свои места) Ребята к нам на занятие пришел наш любимый кот Васька и еще много гостей, им очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь, и они очень любят сказки.
Беседа: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Какой у тебя самый любимый сказочный герой? Почему тебе он нравится? Кот принес нам интересную игру. Давайте с вами поиграем.
Основная часть занятия.
Игра «Угадай сказку». Ребенок открывает карточку с иллюстрацией сказки, рассматривает ее, рассказывает небольшой отрывок из сказки, подражая движению и голосу данного животного. Дети угадывают название сказки.
Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки. Воспитатель предлагает детям подойти поближе. Открывает салфетку со стола. Там лежат все поделки сделанные детьми для показа сказки.
Мы с вами долго готовились к этому занятию и придумали свою сказку, которая называется «Зайкины друзья».
Воспитатель ставит макет лесной поляны, дети готовят своих сказочных героев.
Ребенок - «Мы без дела не сидели, стихи учили, песни пели.
В гости к нам пришли зверушки, будем с ними мы играть,
Гостей наших развлекать.
Гости с нами в этот час? Полюбуйтесь вы на нас!».
Сказка начинается.
Ведущий – «В одном лесу жили звери: заяц, лиса, медведь и волк. И вот что однажды случилось.
Идет по лесу волк и слышит, кто- то плачет. Смотрит, сидит зайка на пеньке.
«Ты что зайчик плачешь?
– Меня лиса обидела, из домика выгнала.
Волк - «Пойдем, я тебе помогу» (идут по лесной тропинке, подходят к домику зайки).
Волк - «Лиса, зачем зайчика из домика выгнала? Зачем его обидела? Нужно дружно жить. Уходи из домика».
Лиса - «Не хочу ни с кем дружить, уходите, а то, как выскочу, пойдут клочки по заулочкам».
Ведущий - Испугался волк и убежал. Идет, горюет, плачет зайка «Как бы с лисой справится?» А навстречу ему - мишка косолапый.
Мишка – «Ты, что зайчик плачешь?
Заяц – Как же мне не плакать, меня лиса обидела, из домика выгнала. Волк хотел мне помочь, да не справился с лисой.
Медведь - Пойдем, я тебе помогу (идут по лесной тропинке, подходят к домику).
- Выходи, лиса, ты зачем зайчика обидела? Надо жить дружно.
Лиса – Это кто там такой косолапый, да неуклюжий, не хочу с вами дружить. Я здесь теперь буду жить, а вы уходите, а то, как выскочу, пойдут клочки по заулочкам. Идут по дорожке, зайчик плачет, а медведь его успокаивает
Медведь – Не плачь зайчик мы придумаем, как справится с лисой
Бежит навстречу волк - Ну, что выгнали лису?
Заяц – Нет, не выгнали. Не хочет лиса уходить из моего домика, не хочет с нами дружить.
Медведь – А давайте все вместе пойдем к лисе.
Идут по тропинке и поют песенку «Вместе весело шагать по просторам по просторам, по просторам, и конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором».
Ведущий – Подошли звери к лесной избушке.
Все вместе – Поди, лиса, вон из зайкиного домика!
Лиса – Кто это там мне отдыхать мешает! Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам.
Все вместе – Уходи лиса вон!
Ведущий - Лиса вышла из домика, увидала, что звери все вместе пришли за зайчика заступиться, испугалась и выбежала из дома.
Лиса – Убегаю, убегаю (побежала по тропинке и спряталась за деревьями).
Зайка обрадовался. – Приходите ко мне в гости, будем чай пить.
Все вместе поют песню «Улыбка». Вдруг слышат, кто- то плачет. Пошли по тропинке и увидели, лису под деревом.
Лиса – Простите меня, пожалуйста, я больше не буду никого обижать. Вы такие дружные, вам вместе так весело, а я одна и мне очень грустно.
Ведущая – Ну, что, ребята простим лису, она поняла, что вместе ничего не страшно, одной очень плохо, а дружба помогает людям жить.
Все вместе поют песню о дружбе.
«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот, что значит настоящий верный друг»
Дети все встают лицом к гостям.
Заключительная часть занятия.
Ведущая - Макет лесной поляны, своих героев сказки дети выполнили своими руками.
Воспитатель объявляет исполнителей героев сказки.