Ирина Игнатьева
Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Публикация «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показывают, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Малыш — природный исследователь окружающего. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста — организация познавательной деятельности.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности.
Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:
— цель (получить знание, добыть информацию);
— мотив (определяется конкретной ситуацией, например, для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т. д.);
— способы (познавательные умения, способы действий);
— условия (предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели);
— результат — новое знание (комплекс знаний).
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной деятельности : способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность : игровой, художественной. математической и т. д.
Поскольку познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах творческой деятельности, взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) на специально организованных познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Как уже было указано выше, одной из форм в процессе образования детей в детском саду является самостоятельная познавательная деятельность детей. В режиме дня самостоятельной познавательной деятельности ребенка уделяется особое место. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной познавательной деятельности в условиях детского сада, следует рассказать о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.
Самостоятельная познавательная деятельность детей – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет учитывать познавательные интересы детей, включать дошкольников в различные виды деятельности :
-решение проблемно-поисковых ситуаций;
-экспериментирование;
-сюжетно-ролевые игры;
-конструирование;
-творческие задания (лепка, аппликация, рисование, театр) .
Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развития мышления, элементы творчества – характерные черты самостоятельной познавательной деятельности.
В рамках организации самостоятельной познавательной деятельности развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Также через самостоятельную активность с материалами, использованными взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать способности и умения, основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной деятельности. Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.
Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
Опираясь на разные исследования можно выделить два основных варианта организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников : самостоятельные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Можно воспользоваться разработанными дидактическими играми,
или создать их самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детей группы и требования к самостоятельным дидактическим играм :
— правила игры должны предоставлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;
— необходима многовариантость каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные способы действий и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;
— большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения в каждой конкретной игровой ситуации.
Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда на занятиях и в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры.
Важной особенностью познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте является то, что дети начинают самостоятельно конструировать игры. Но часто воспитателями и родителями эти продукты детского творчества не замечаются и не находят применения. В этом случае интерес к творческой деятельности у ребенка угасает. Чтобы поддержать и развить умение детей выполнять творческую работу, можно установить в группе ящик (карман, копилку) детских идей. По просьбе ребенка воспитатель может записать придуманную им игру и положить в копилку, а затем эти материалы обработать совместно с детьми в приемлемую для использования форму и ввести на занятиях и в самостоятельную деятельность.
Еще одним вариантом организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной деятельности знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:
— достаточный уровень сформированное у детей основных программных знаний и умений;
— оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т. д.);
— умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т. д.). Все эти специальные умения формируются в блоке совместной деятельности при организации воспитателем сюжетно-дидактических игр.
Нельзя реализовываться в рамках лишь одного из блоков, распространяя его на весь педагогический процесс за счет других (например, строить весь педагогический процесс в форме организованных занятий или, напротив, совсем исключать их из жизни детей).
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.