Алена Корнеева
Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников
Корнеева А. А.,
воспитатель по изобразительной деятельности
МБДОУ «Детский сад № 13»
г. Чернушка, Пермский край
Публикация «Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов декоративно-прикладного искусства, используемых в работе с детьми. Это не только увлекательно и занимательно для ребят, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей.
Детские аппликации из цветной бумаги порой наивны и просты, но, тем не менее, – это весьма мощное средство, которое помогает развиться фантазии малыша и развить очень многие умения и способности. Кроме того, дети получают массу удовольствия от приклеивания цветных фигурок на бумагу или картон.
Первоначально ребенок просто приклеивает к бумаге фигурки вырезанные взрослыми, но время идет и вот уже сам малыш берет в руки ножницы и начинает творить.
Я работаю в детском саду 3 года, это, конечно, немного, но, тем не менее, я хочу поделиться небольшим опытом.
Я считаю, что основная работа со сложной аппликацией начинается в старшей группе. Дети работают с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями, вырезают симметричные силуэты, работают с ленточной аппликацией, обрывной, накладной, прорезной.
В 2015 году я начала разрабатывать последовательность выполнения полуобъемных схем (приложение). Схемы представлены на разные темы. Для детей такие схемы удобны тем, что ребенок может открывать и закрывать нужную ему деталь, пока он не поймет, в каком положении деталь должна находиться, и где именно на детали рисовать контур. Кто-то из детей может рассматривать схему только одну минуту, и он поймет как работать, а кому-то надо будет подойти к схеме несколько раз, чтобы понять принцип (алгоритм) действий. Эти схемы - мои помощники. После выполнения аппликации на занятии по ИЗО я передаю схемы в группу для самостоятельной работы детей.
Хочу вам показать принцип работы со схемами на конкретном примере, например: аппликация «Фрукты». На фотографии видно, что с одной схемой можно последовательно выполнить несколько действий.
Также хочу показать принцип работы еще на одном примере: создании аппликации «Дерево». Здесь необходимо выполнить прорезную аппликацию и накладную. Ребенку хорошо виден и понятен алгоритм действий на схеме.
На каждой схеме использую небольшие подсказки в виде маленьких схем или стрелочек для того, чтобы ребенку легче было ориентироваться по схеме, а также, в том случае, когда ребенок забыл последовательность выполнения аппликации.
Схемы делаю простыми и понятными для детей. Стараюсь в одной схеме показать все основные действия. Также к схеме прикладываю различные варианты готовых аппликаций на данную тему.
Предлагаю старшим детям дошкольного возраста различные варианты схем :
Схем разработала уже достаточно много, считаю, что такие схемы для самостоятельной работы по аппликации необходимы. Наблюдая за детьми, понимаю, что делаю это не напрасно. На занятиях по аппликации дети стали более уверенными, самостоятельными, активными, аккуратными и экономными в использовании бумаги. Раньше многих детей приходилось больше контролировать. Сейчас же у них увеличилась скорость выполнения работы, увеличился объем выполненной работы. Большим своим достижением считаю, что дети стали предлагать свою помощь другим ребятам, у которых есть трудности в работе.
Я совершила небольшое открытие, используя схемы последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников, с помощью которого мы вместе с детьми поднялись на ступеньку выше в освоении дошкольного образования.