Елена Скрипкина
Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Исследовательская практика ребенка – дошкольника – важный путь познания окружающего мира. Коллективные занятия позволят детям приобрести некоторый опыт, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит.
Руководство учебно – исследовательскими работами и творческими проектами дошкольников
Публикация «Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников» размещена в разделах
Руководители детских исследовательских работ и творческих проектов – педагоги – воспитатели, родители, старшие братья и т. д.
Педагог – консультант, помощник. Педагога для ребенка – образец творческой деятельности. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.
Педагог должен владеть набором педагогический умений:
Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной для них форме.
Уметь увлечь детей дидактически ценной задачей, сделав их собственной проблемой.
Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.
Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.
Уметь быть терпимым к ошибкам подопечных, допускаемыми ими в попытках найти собственное решение.
Предлагать помощь или адресовывать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.
Предоставлять возможность для регулярных отчетов каждого ребенка или группы и обмена мнениями в ходе крытых общих обсуждений.
Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам и полученным результатам.
Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.
Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
Работа с родителями. Главное – это дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений и знаний. Поэтому не надо делать за ребенка его работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Темы детских исследований.
Название группы Содержание темы
фантастические темы, ориентированные на исследование и разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений ( Н: космический корабль)
эмпирические темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. (требуют изобретательности)
теоретические темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. (это то, что можно спросить у людей, то, что содержится в фильмах, написано в книгах.
Правила выбора темы.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая тему, надо учитывать:
Возможный уровень решения.
Желания и возможности.
Программирование исследовательского обучения
Общая классификация. Необходимость существования системы.
Классификация тем исследований
общие направления
исследования основные науки и виды деятельности
Живая природа Зоология
Ботаника
Генетика
Природопользование (с\х)
Человек Происхождение человека
Развитие человеческого организма
Медицина
Психология человека
Деятельность
Выдающиеся мыслители
Общество Цивилизация
Государство и страна
История
Демография
Государственные деятели
Культура Язык
Религия
Искусство
образование
Земля География
Климат
Строение Земли
Вселенная Галактика
Солнце
Звезды
Инопланетные цивилизации
Наука Математика
Физика
Химия
Астрономия
История науки
Техника Транспорт
Промышленность
Техническое конструирование и дизайн
Строительство
Экономика Финансы и производство
Деньги и торговля
Банки
Систематизация информации.
область знаний/ направление Алгоритм Примечание
«Зоология»/
«Живая природа» • Где живет?
• Чем питается?
• Основные особенности:
Тип животного;
Класс;
Отряд;
Семейство;
Род;
Вид.
• Поведение.
• Кто главные враги? «Человек» : происхождение человека, развитие человеческого организма.
«Выдающиеся мыслители», «Государственные деятели» • Где и когда родился?
• Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение)
• Где провел жизнь?
• Первые серьезные работы.
• Основные достижения и результаты деятельности.
• Основные работы о нем.
• Как к нему относились современники?
• Как к нему относятся в наше время?
«Земля»/»География»/
«Крупнейшие озера мира» • Названия крупнейших озер.
• Их географическое положение.
• Климатические условия.
• Основные характеристики:
Размеры (площадь, глубина и др.);
Форма;
Пресные или солены.
• Животный и растительный мир этих озер.
• Люди, живущие рядом, характер их хозяйственной деятельности.
• Характеристика экологической ситуации.
«Вселенная»/ Планеты солнечной системы» • Перечень планет.
• Происхождение названия.
• Общая характеристика каждой планеты:
Размеры;
Удаленность от Земли;
Время вращения вокруг Солнца;
Удаленность от Солнца.
Исследования планеты людьми.
Условия на планете.
Уровни классификации:
На первом уровне – педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
На втором уровне педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается и коллективный поиск);
На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно.