Марина Ревина
Организация самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий район.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Нам педагогам, известно, что художественно- эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребенка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания.
Публикация «Организация самостоятельной художественной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и развивать красоту вокруг себя – это средства реализации художественно-эстетического воспитания.
Образовательный процесс в нашем детском саду строится с учетом Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Данная программа предполагает, что работа воспитателя по данному направлению направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему и на формирование художественных умений в области разных искусств (рисование, лепка, пение, конструирование, движение под музыку, развитие словесного творчества).
С учетом программы «От рождения до школы» изобразительную деятельность, в том числе и в нашей младшей разновозрастной группе, мы организуем по методическим пособиям Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду» и по Перспективному планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Все вы знакомы с данными пособиями и понимаете, что простор для творчества в них крайне ограничен. Поэтому мы делаем упор на самостоятельную художественную деятельность детей. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, нарисовать открытку папе, смастерить игрушку для игры и др. и здесь главное - создать условия для самостоятельной деятельности : дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т. п.
Работая с детьми младшей разновозрастной группы, я стараюсь придерживаться следующих правил:
1. Ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал в доступном для него месте.
2. Ребенка необходимо научить правильно держать карандаш (кисть) на занятиях и в свободное время.
3. Использование нетрадиционных способов рисования: ватными палочками, поролоном, рисовать под музыку, пальцем, ладошкой, трафаретное печатание, силуэтное рисование, рисование манкой, песком и т. д.
Нужные для изодеятельности материалы в нашей группе собраны в одном удобном и доступном месте для детей. Вечером накрываю столы клеенкой, выставляю необходимые материалы, и малыши, конечно же под моим руководством, занимаются свободной самостоятельной изобразительной деятельностью. Постоянно слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Остановлюсь подробнее на тематике выполненных малышами работ. Это были «Воздушные шары», «Солнышко светит», «Разноцветные колечки», «Листопад», «Снег идет», «Укрась матрешке сарафан» и др.
Свои работы ребята или забирают домой, или мы оформляем выставки детских работ, где родители могут видеть, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Так же это делается для того, чтобы дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны. Такие выставки постоянны, и родители могут видеть достижения своего ребенка.
Мы с вами понимаем, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает не только изобразительную деятельность.
Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Для этого подбираем разнообразный материал - и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например в октябре мы проводили такое развлечение по теме «Осень в лесу». Дети читали стихи, пели песни об осени, водили хороводы.
Остановлюсь подробнее на праздниках и развлечениях. В нашем дошкольном учреждении они соответствуют принятым в нашей стране праздникам.
Их можно разделить на:
- праздники, связанные с общественной жизнью: 23 февраля - День защитника Родины; 9 Мая - День Победы; Новый год; День Семьи, Любви и Верности; День Матери,
- праздники, связанные с народными и религиозными традициями: Пасха, Масленица, Рождество.
- проводим праздники, отражающие события местного значения (День птиц, а также свои, детсадовские (день именинника, день воздушных шаров, праздник бантиков).
Музыкальный руководитель у нас приходящий, работает два раза в неделю, поэтому большую часть работы по проведению праздников организует воспитатель. И в этом нам способствует самостоятельная художественная деятельность детей. Для этого в нашей группе организованы зоны для самостоятельной художественной деятельности, музыкальной и театрализованной. В них расположены необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование для развития игры, импровизации, перевоплощения. Это всевозможные маски, шапочки, накидки, пальчиковый театр, костюмы зайчика, лисички, волка, курочки и цыплят, кубанские народные костюмы.
Работая в течение последних лет по данной проблеме, я могу сделать вывод, что начиная работу по формированию самостоятельной художественной деятельности детей в младшей группе, мы, тем самым, способствуем познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Такие работы сделаны руками моих родителей.