Альбина Сулейманова
Использование метода проектов в практике работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Тема моей консультации «Использование метода проектов
в практике работы в ДОУ».
2 слайд: В связи с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программ дошкольного образования и условием её реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. Проектная технология обучения позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Публикация «Использование метода проектов в практике работы в ДОУ» размещена в разделах
3 слайд: «Человек - это, прежде всего проект, который переживается
и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста»
Ж. Сартр
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослыми открывает новый практический опыт. Она требует от педагога доверия, терпения и уважения к ребёнку, веры в его силы и возможности.
4 слайд: Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Н. Ю. Пахомова определяет метод учебного проекта как одну из «личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики».
5 слайд: Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Стержнем данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
6 слайд: Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
7 слайд: Проекты имеют разную направленность, цели, способы организации детей, временные рамки. Различают следующие виды проектов, которые можно использовать в работе с дошкольниками.
По характеру содержания: включают ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка, общество и его культурные ценности.
8 слайд: По характеру участия ребёнка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
9 слайд: По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри дошкольного образовательного учреждения, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями.
10 слайд: По количеству участников: индивидуальные, групповые, подгрупповые, семейные, парные, фронтальные.
11 слайд: По продолжительности: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности- 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.
12 слайд: По доминирующему методу : исследовательские, творческие, приключенческие и игровые, информационные, практико-ориентировочные.
13 слайд: Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулировки целей проекта, разработки планов мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.
14 слайд: Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съёмной видео- и мультипликационных фильмов. Дети 5-7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.
15 слайд: Приключенческие, игровые проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается. Участники подобных проектов принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определённых проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют необходимые действия.
16 слайд: Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в их основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата.
17 слайд: Практико-ориентировочные проекты связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого материально представленного результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различными.
18 слайд: Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; тематической интеграции, в основу которой положен примерный календарь праздников, значимых событий; учета возрастных особенностей; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
19 слайд: Педагогу, внедряющему проект в ДУ, важно учитывать, что в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется совместный исследовательский поиск детей и взрослых. А результаты проекта должны быть значимы как для ребёнка, так и для взрослого.
20 слайд: Проект реализуется поэтапно. Мы выделяем следующие этапы.
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2. Постановка проблемы.
3. Постановка цели.
4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Защита проекта.
8. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы, рефлексия.
21 слайд: Кроме разработки и внедрения проекта важно его оформить. Здесь можно выделить следующие разделы:
паспорт проекта;
схема реализации проекта;
методические рекомендации;
приложение;
литература.
22 слайд: При оформлении паспорта проекта следует указывать :
название проекта и его разработчики;
идея проекта;
цели и задачи проекта;
вид проекта;
образовательная область;
участники проекта;
актуальность темы;
ожидаемые результаты;
критерии оценки работ;
сроки реализации проекта;
этапы проведения проекта.
23 слайд: В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение обязано:
обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
24 слайд: Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
25 слайд: Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
26 слайд: Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
27 слайд: План работы воспитателя по подготовке проекта :
постановка цели проекта;
разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями);
привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;
составление плана-схемы проекта;
сбор, накопление материала;
включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;
домашние задания и задания для самостоятельного выполнения;
презентация проекта, открытое занятие, выставка, и т. п. ;
подведение итогов.
28 слайд: Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
29 слайд: Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности детей.
То есть проект - ЭТО ПЯТЬ "П" :
ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ) - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое "П" проекта - его " Портфолио", т. е. Папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
30 слайд: Спасибо за внимание!