Яна Есина
Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель, значение, актуальность проектного метода
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Публикация «Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Основная цель проектного метода для дошкольников :
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Значение проектного метода :
-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
-помогает осваивать окружающую действительность;
-способствуют развитию творческих способностей;
-способствуют умению наблюдать, слушать;
-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
-развивают речь, память, мышление, воображение;
-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;
-стимулирует к самосовершенствованию.
Актуальность проектного метода
В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения, включающей в своё содержание проектную работу.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект - это разовая деятельность, которая:
- направлена на достижение конкретной цели;
-производит конечные результаты;
- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
- имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания;
-использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, человеческих, информационных.
Педагогическое проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях (управленческое проектирование, проектирование занятий, маршрутов, мероприятий, игровые, творческие проекты, проекты самообразования).
Формулирование проекта :
1. Проблема.
2. Цель.
3. Задачи и конкретные результаты.
4. Мероприятия (методы работы).
5. Ресурсы.
Виды, типы проектов.
По доминирующему методу :
- исследовательские - предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например, «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте («Герои- земляки»);
- творческие - связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;
- приключенческие, игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях). В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
- практические - связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.
По характеру содержания включают:
- ребенка и его семью;
-ребенка и природу;
-ребенка и рукотворный мир;
- ребенка, общество и культуру.
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
-коллективные.
По продолжительности выполнения:
-краткосрочные (одно или несколько занятий);
-среднесрочные;
-долгосрочные (в течение года).
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный.
Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2. Целеполагание.
Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
3. Планирование.
Этап связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);
-в каких источниках найти информацию;
-какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4. Исполнительский.
4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности).
Практические проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей; исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается).
6. Рефлексивно-оценочный.
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
7. Проектировочный.
Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.