Приложение МААМ

Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ

Яна Есина
Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель, значение, актуальность проектного метода

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Публикация «Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.

Основная цель проектного метода для дошкольников :

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода :

-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;

-помогает осваивать окружающую действительность;

-способствуют развитию творческих способностей;

-способствуют умению наблюдать, слушать;

-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

-развивают речь, память, мышление, воображение;

-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества;

-стимулирует к самосовершенствованию.

Актуальность проектного метода

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения, включающей в своё содержание проектную работу.

Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект - это разовая деятельность, которая:

- направлена на достижение конкретной цели;

-производит конечные результаты;

- состоит из последовательности взаимосвязанных работ;

- имеет обозначенные временные рамки, т. е. дату начала и окончания;

-использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, человеческих, информационных.

Педагогическое проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях (управленческое проектирование, проектирование занятий, маршрутов, мероприятий, игровые, творческие проекты, проекты самообразования).

Формулирование проекта :

1. Проблема.

2. Цель.

3. Задачи и конкретные результаты.

4. Мероприятия (методы работы).

5. Ресурсы.

Виды, типы проектов.

По доминирующему методу :

- исследовательские - предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например, «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте («Герои- земляки»);

- творческие - связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

- приключенческие, игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях). В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

- практические - связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По характеру содержания включают:

- ребенка и его семью;

-ребенка и природу;

-ребенка и рукотворный мир;

- ребенка, общество и культуру.

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

-коллективные.

По продолжительности выполнения:

-краткосрочные (одно или несколько занятий);

-среднесрочные;

-долгосрочные (в течение года).

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный.

Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагание.

Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

3. Планирование.

Этап связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

-в каких источниках найти информацию;

-какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4. Исполнительский.

4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

5. Презентационный (представление продуктов проектной деятельности).

Практические проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие – показ спектаклей; исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования; информационные - демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации – их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается).

6. Рефлексивно-оценочный.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7. Проектировочный.

Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад на тему «Использование детских мультфильмов в работе воспитателя» Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то.

Использование игровых методов и приемов в работе воспитателя дошкольного учреждения Все мы любим играть с детьми. Игра снимает нервное напряжение и помогает раскрепоститься ребенку. Игровые методы: - воображаемые ситуации,.

Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.

Использование метода проектов в системе нравственно — патриотического воспитанияИспользование метода проектов в системе нравственно — патриотического воспитания Прект Комплексные задачи: — воспитание у детей любви и привязанности к родному городу Твери; --- знакомство с достопримечательностями.

Использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения эмоционального состояния Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами. Задачи: - учить детей определять и оценивать.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУИспользование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ доровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально -экономическое состояние.

Непосредственно-образовательная деятельность «День Победы» с элементами метода проектов Занятие по применению полученных знаний в условиях решения практических задач. Вид: занятие по формированию лексико-грамматических средств.

Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи Использование поисково-исследовательского метода в работе с детьми по развитию речи Использование поисково-исследовательского метода в работе.

Выступление на педсовете «Использование метода интерактивной игры в работе с дошкольниками» Цель: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества. Оборудование: нарисованная (вылепленная.

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы. Проект «Здоровые зубы»Внедрение метода проектов в практику педагогической работы. Проект «Здоровые зубы» Проект «Здоровые зубы» Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на разработку.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 20:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода проектов в работе воспитателя ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Яна Есина (УИ 386638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД