МААМ-картинки

Консультация «Обеспечение развития мелкой моторики посредством организации самостоятельной деятельности детей»

Татьяна Нестерова
Консультация «Обеспечение развития мелкой моторики посредством организации самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский). Над этой темой работают С. Е. Большакова, Е. С. Анищенкова, Е. А. Солнцева, Т. В. Белова. Большой вклад в разработку методов развития мелкой моторики внесла М. Монтессори.

Публикация «Консультация „Обеспечение развития мелкой моторики посредством организации самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т. д., художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.

В выборе структурных составляющих педагогического процесса мы сделали упор на принципы интеграции, позволяющие в специально организованные формы обучения включить упражнения на развитие тонкой моторики рук. Нами была поставлена задача - интегрировать игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук в занятия (в образовательный процесс) интеллектуального цикла программы «Радуга». В программе «Радуга» уделено внимание средствам развития тонкой моторики рук, на основе использования принципа интегрированности, т. е. проведение моторных действий с предметами не только на специальных занятиях (физкультура, физкультминутка, спортивный праздник, совместная деятельность взрослого и ребенка, включающая сюжетные и сюжетно-ролевые игры, но и на занятиях интеллектуального цикла (формирование элементарных математических представлений, знакомство с окружающим миром, развитие речи) и на занятиях продуктивного вида (рисование, аппликация, конструирование, музыка). Эта работа включает развитие тонкой моторики рук, как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.

В работе по развитию тонкой моторики рук используются такие формы взаимодействия, как «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый», которые предусматривают совместное обсуждение задания, выработку общего взгляда на способы его выполнения, представление различных вариантов, что дает, в свою очередь, возможность решать и социальные вопросы: дети учатся сдерживаться, участвовать в диалоге, не перебивать.

В перспективный план работы по развитию речи и формированию математических представлений интегрированы игры, упражнения на развитие мелкой моторики.

Так на занятиях по развитию речи разучиваются пальчиковые игры. Они подобраны в соответствии с уровнем развития детей, в соответствии с темой занятия, времени года (на фото фрагмент занятия по развитию речи : пальчиковая гимнастика (слева, речевая игра с использованием мячиков «Ежики» (справа).

В занятия по математике интегрированы упражнения с пуговицами, палочками, мозаиками, крупой, камешками, пластилином и т. д. В течение занятия дети выкладывают фигуры, лепят из пластилина цифры, обводят по точкам цифры, раскладывают пуговицы, камешки и т. д.

Также запланирована работа вне занятий в рамках совместной деятельности, на основе развивающей среды по формированию мелкой моторики. Развивающая среда группы по формированию мелкой моторики содержит в себе : подвижные игры на развитие мелкой моторики и зрительно- моторной координации, игры с пальцами, игры с карандашами, мозаиками, игры с предметами: венчик, сито, воронка, стаканчики, посудой, нанизывание бус, игра «Раскопки» (сухой бассейн из различных круп, игры- лабиринты, раскраски

Работа проводится на основе данных диагностики. Обследование уровня сформированности мелкой моторики включает в себя следующие диагностические задания для детей 3 – 5 лет (автор С. Е. Большакова) и ставит задачи: выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом, выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы:

Тест 1.

Манипуляции с предметом.

1. Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния 3 – 4 года).

2. Ребенка просят поймать мяч (с более далекого расстояния 4- 5 лет).

Тест 2.

Манипуляции без предметов.

Попросить ребенка показать жестами

1. Ряд символических действий, а именно как: хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй.

2. Ряд описательных действий: какой формы яблоко, арбуз, мяч, какой формы огурец, палочка, как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Тест 3.

Воспроизведение кистевых и пальцевых поз.

Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т. п., привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с монолатеральной и контралатеральной стороны, ко лбу («отдать честь», воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальчика – указательный и средний).

Тестовые задания

1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

2. «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой. Левой и обеими руками.

3. «Птички клюют» - держа руку с карандашом на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.

Оценка в баллах:

3 балла – легко ловит мяч, выразительно и правильно осуществляет показ;

2 балла – пытается ловить мяч, осуществляет показ с неточностями, менее выразительно;

1 балл – отказывается ловить мяч, отказывается выполнять задание, не может выполнить.

Результаты проведенного обследования показали рост уровня сформированности мелкой моторики у детей. Высокий уровень сформированности мелкой моторики составляет 68%, средний уровень 32%, низкий уровень отсутствует.

Реализуя упражнения и игры на развитие мелкой моторики и для достижения высокого результата этой работы нужно придерживаться следующих правил

Выполнение упражнений должно быть регулярным;

Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Игры необходимо включать в другие развивающие занятия.

Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое:

- «Волшебный куб»; «Сухой бассейн» для рук ( содержимое: крупа);

- прищепки в корзинке; счетные палочки (можно использовать спички);

- пальчиковые игры;

- игры с крупой (рисование, просеивание, массаж, перебирание);

- игры с пуговицами;

- игры с проволокой;

- игры с тренажерами (мячики «ежики», ручные эспандеры);

- игры со шнуровками; упражнения с замочками;

- игры с волчками; работа с панно «Гора самоцветов»

- игры с мозаиками, геометрическими мозаиками;

По данной теме ведется работа с родителями. Консультирование родителей осуществляется через показ упражнений с использованием различных материалов, а также через распространение памяток, рекомендаций, пояснений и организации работы по формированию мелкой моторики в домашних условиях.

В дальнейшем планируется усложнение работы с детьми по формированию мелкой моторики. Подбор игр будет осуществляется для детей 5-7 лет с целью подготовки руки дошкольников к письму.

Публикации по теме:

Социализация детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, планшетами и телефонами, кружками и секциями. На игру у ребенка.

Актуальность развития выразительной речи у старших дошкольников с ОВЗ через организацию театрализованной деятельности Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы. Ее несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ.

Конспект занятия по социально-нравственному развитию личности ребенка через организацию игровой деятельности «Город мастеров» Ход: Дети проходят в группу, садятся на модули. Инсценировка стихотворения С, Михалкова «А что у вас?». Воспитатель: У вас у всех растут.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Проект Тема: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию проектной деятельности. Актуальность: Очень часто родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени дома для занятий с собственным.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности» Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности. Сообщение подготовила воспитатель логопедической.

Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ» На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обеспечение развития мелкой моторики посредством организации самостоятельной деятельности детей»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 12:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Обеспечение развития мелкой моторики посредством организации самостоятельной деятельности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Нестерова (УИ 171804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД