Кольцова Лилия
Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одним из важных процессов обучения ребенка в дошкольном возрасте. Оно тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, а также развитием личности в целом.
Публикация «Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В процессе развития речи решаются различного рода задачи развития детей умственного, эстетического и нравственного. Поэтому вполне закономерно, что вопросы развития речи нашли свое отражении в Федеральных государственных образовательных стандартах как образовательная область «речевое развитие».
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Не случайно М. Горький говорил «…начало искусства слова – в фольклоре».
Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.
Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.
Важнейшим источником развития речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др. Все эти формы погружают ребенка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.
Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени.
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т. д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»).
Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки.
Малые формы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения.
На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
Ребенок не рождается со сложившейся речью, ему требуется дополнительная помощь в ее развитии и формировании. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм.
Ребенок – один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» – и о ребенке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребенка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нем самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью.
Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.