рп
Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс „Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Ход мастер-класса:
Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как, где и для чего можно использовать мнемотехнику и мнемотаблицы в нашей работе с детьми.
Порой на лестнице стою,
стараюсь догадаться:
собралась подниматься я,
а может, вниз спускаться?
У дверцы холодильника
не в силах я понять:
поставила я что-то внутрь
или хотела взять?
И в сумерках, держа чепец,
себе я ужаснулась:
не знаю — спать ли я ложусь
иль только что проснулась?
В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)
А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?
Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.
Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.
Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.
Педагоги выполняют задание.
А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.
• Книга
• Тетрадь
• Ножницы
• Окно
• Небо
• Звезда
• Улица
• Дерево • Торт
• Змея
• Ковёр
• Доска
• Пальма
• Остров
• Цирк
• Кресло
Педагоги выполняют задание.
Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.
Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.
Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию? Какие Вы молодцы! А вот для меня это новая технология, о которой я много слышала, но начала использовать только в этом году.
Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:
- обогащения словарного запаса;
- обучения составлению рассказов;
- пересказов художественной литературы;
- отгадывания и загадывания загадок;
- заучивания стихотворений.
Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?
Примером мнемотехники может служить всем знакомая фраза, которая
помогает запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. А так же в младшем возрасте используются цветные мнемотаблицы, а в старших группах уже можно применять и чёрно-белый вариант, но опять же это в случае, если работа по мнемотехнике началась с младшего возраста и дети уже хорошо понимают что это такое.
Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Сейчас я предлагаю сейчас предлагаю Вам поработать с этой техникой.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
На данном слайде вы видите простейшее стихотворение переведённое в мнемодорожку.
А вот на данном слайде загадка в мнемотехнике.
Уважаемые коллеги, мы с Вами научились использовать в своей работе широкие просторы интернета.
Вот посмотрите какие мнемотаблицы я нашла и теперь могу использовать на своих занятиях.
Я вам рассказала, что такое мнемотехника, и теперь предлагаю поработать практически в этой технике.
Сейчас я раздам Вам задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ, ПОГОВОРКАМ, а кому-то попадётся и сказка.
Педагоги выполняют задания. Делятся полученным результатом друг с другом.
Итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Ну и давайте ещё поугадываем по мнемокартинкам, какие сказки и загадка за ними спрятались.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я поняла, что.
- Теперь я могу.
- Я почувствовала, что.
- Я приобрела.
- Я научилась.
- У меня получилось.
- Я смогла.
- Меня удивило.
- Мне захотелось.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!