Светлана Кутузова
Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»
Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем возрасте является овладение родным языком. Фольклорные произведения отражают богатство русского языка и способствуют развитию речи детей раннего возраста. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. А ребенок осваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Поэтому мы решили включить малые фольклорные формы во все виды детской деятельности. Решили изготовить яркие, современные игровые пособия, для поддержания у детей интереса к малым фольклорным формам
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Целью работы является :речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора.
Поставили следующие задачи:
Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и этикетные формулы общения.
Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности.
Под малыми фольклорными формами мы подразумеваем – сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, пестушки, заклички.
В раннем дошкольном возрасте, мы использовали в своей работе с детьми потешки и сказки, так как эти формы наиболее для них понятны.
Для знакомства детей с потешками используем в своей работе игровое пособие «Дергунчики». К потешкам «Кисонька-мурысонька, где ты была?», «Сорока-ворона кашку варила», «Совушка-сова, большая голова». Включали потешки в разных виды образовательной деятельности, в режимные моменты и в самостоятельную деятельность детей.
Совместно с родителями своих воспитанников, создали картотеку для разных режимных моментов: кормления, укладывания, одевания, умывания, а также для использования на занятиях с детьми. Был проведен конкурс «Моя любимая потешка», где родители рисовали картинки к сюжету любимых потешек к разным видам деятельности.
Дидактическое пособие «Мама и малыш». Оно представлено в виде индивидуальных планшетов, сшитых из фетра, фигурки мам и детенышей съемные на липучке. Это пособие было создано на основе потешки «Кто у мамы?». Пособие способствует развитию умения различать животных, подбирать маму и детеныша по внешнему виду; словаря детей, используя звукоподражании названия животных и мелкой моторики рук.
«Настольный театр из фетра». С его помощью можно разыграть несколько сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Фигурки крепятся к игровому полю с помощью липучек, их можно перемещать по сцене из фетра, прикрепляя к локации обстановка в доме или к локации лесная полянка.
Данный театр помог решить следующие задачи: познакомить детей с русскими народными сказками; воспитать любовь к народному творчеству; развить фантазию, память, мышление, речь ребенка и увеличить словарный запас; самостоятельно сочинять сказки с уже знакомыми персонажами. Использование этого театра помогло развить умение у детей говорить целыми предложениями и составлять связной рассказ.
Пособие Вязаный пальчиковый театр, в который входят герои сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», герои одеваются на пальчик. Изготовление и использование этого пособия решило следующие задачи: развитие речи и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук. Оно помогает улучшить звукопроизношение, а также вызывает положительные эмоции, снимает напряжение и вызывает интерес к театрализованной деятельности.
Театр на дисках сказка «Репка», изготовлен из дисков, картинок с персонажами сказок и прищепок.
Целью данного пособия является знакомство со сказкой «Репка», формирование у ребенка навыков умения слушать взрослого, обогащение словарного запаса ребенка, развитие зрительного и слухового внимания, а далее самостоятельное рассказывание детьми сказки.
Пособие-театр сказка «Теремок»использую для ознакомления детей со сказкой «Теремок». Оно вызывает у детей интерес к слушанию сказки, способствует инсценировке сказки и речевому общению детей. Театр очень удобен для переноски (ручка вверху домика) и организации индивидуальной работы с детьми по закреплению содержания сказки. Используемый материал (фетр) вызывает у детей приятные тактильные ощущения, желание самостоятельно разыгрывать сказку. Герои сказки надеваются на пальчик и входе сказки могут заселяться в домик (кармашек).
Театральная ширма и маски позволяют разыгрывать несколько сказок, т. к. имеет несколько сторон в виде домика, полянки с деревьями. Сшита из кожзаменителя, что позволяет легко обрабатывать пособие.
Благодаря такой ширме дети с радостью показывают сказку «Теремок», участвуя в театрализованной деятельности. Может так же использоваться ребенком как место для уединения, а маски- для проведения подвижных игр.
Театр на ведерках сказка «Теремок», изготовлен из фетра, озвученный театр: в каждом ведерке разное звучание (наполнение) в зависимости от величины героя. Можно использовать и в музыкальной деятельности для развития звукового слуха; для физического развития: перешагивание через пенечки.
Произведенная нами работа позволила решить задачи поставленные в начале, и добиться положительных результатов освоения детьми основной образовательной программы ДОО.