Оксана Литвинова
Консультация для воспитателей «Игровые методы обучения на физкультурных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
В мире детства, где царствуют любовь и жажда открытости, особенно важно сделать процесс обучения увлекательным. Именно здесь на помощь приходит удивительный союз математики и физической культуры, облаченный в яркую форму игры.
Представьте себе: ребенок не просто решает задачу по сложению, а прыгает по разноцветным кочкам-цифрам, и находит правильный ответ. Он не просто изучает геометрические фигуры, а строит из мягких кубиков волшебный замок, развивает при этом ловкость и координацию.
Интеграция математики и физической культуры через игру открывает перед дошкольниками невероятные горизонты. Она позволяет превратить абстрактные понятия в осязаемые действия, сделать обучающими и увлекательными, а главное - пробудить в детях искренний интерес к познанию мира во всем его многообразии.
Предлагаю Вам ознакомиться с подборкой интересных игр и упражнений, которые я использую на занятиях.
Первая игра — это "Сосчитай правильно". В этой игре дети должны соотнести количество предметов (мячиков) с соответствующей цифрой. Под музыку они передвигаются вокруг обручей, когда музыка останавливается, дети собирают столько мячиков, сколько указано на их карточке. После того, как собрали мячики, ведущий сначала проверяет правильность выполнения задания. Затем дети кладут мячики обратно, карточки перемешиваются, и игра начинается заново. Можно усложнить задание: собирать не просто шарики, а шарики определенного цвета или размера.
Польза игры заключается в том, что она развивает соотнесение количества предметов с цифрой; развивает внимание и быстроту реакции.
В игре «Птички на веточке» мы использовали гимнастическую палку в качестве веточки. Детям показывали карточку с цифрой, и они должны были стать на «веточку» в соответствии с изображением, обозначенным на карточке. Например, увидев цифру «2», дети становятся на палку парами. 3- тройками.
Игра закрепляет навыки счета; развивает координацию действий и чувство равновесия; учит действовать в коллективе.
Хочу поделиться с вами интересным опытом проведения математических эстафет для детей: они сочетают движения и счет.
Детям были предложены карточки с изображениями фруктов (по количеству детей) и карточки с цифрами от 1 до 10.
Дети были поделены на команды. Напротив каждой команды на небольшом расстоянии раскладывались карточки с цифрами. Каждый участник в очереди должен был:
1. Преодолеть полосу препятствий
2. Взять карточку с цифрой, равную количеству фруктов на его карточке.
3. Вернуться к своей команде.
Побеждала команда, которая быстрее всех собрала все карточки с указанными цифрами.
Эту игру можно подстроить под свою возрастную категорию, изменить критерии измерения и числовой диапазон.
Для поддержания интереса можно использовать карточки другой тематики (животные, игрушки, геометрические фигуры).
Целью игры «Волшебные палочки». было развитие пространственного мышления, а также закрепление знаний о геометрических фигурах.
Для игры мы использовали гимнастические палочки и карточки с изображениями различных фигурок. Игра проводилась в командах. Каждая команда получала карточку и пытались выложить на полу такую же фигуру как на карточке.
Эта игра показала, что даже такие простые предметы, как гимнастические палочки, можно использовать для развития у детей важных навыков.
В игре «Математический твистер» дети должны выполнять физические упражнения, которые помогут им развить логическое мышление, память, внимание, пространственную ориентировку, тренируют: справа, слева.
Игра логическое судоку. Как же происходит занятие? Дети выбирают карточку с заданием (предусмотрены разные уровни сложности). Дальше необходимо расставить фигуры на игровом поле. После воспитанники распределяют недостающие элементы так, чтобы по вертикали и горизонтали не повторялись цвета и формы фигур. Эта увлекательная игра помогает выстроить работу со зрительными образами и развивает ассоциативное мышление. Дети учатся последовательно принимать решения и строить логические цепочки. И всё это происходит «на ходу»! Эта игра делает обучение весёлым и лёгким.
Увлекательная игра «Поставь стрелки правильно». Цель игры – закрепить понятия времени, научить детей определять время по часам.
Игра позволяет преодолеть сразу несколько целей: в игровой форме закрепить понятия времени, соотносить время с цифрами на циферблате.
Игра «Больше - Меньше» фокусируется на развитии способности сравнивать предметы в их окружении по размеру. Эта игра также улучшает слухо-моторную координацию и двигательные навыки и создает веселую и увлекательную среду обучения.
Педагог называет различные предметы и вещи, а дети должны соответствующим образом реагировать.
• Если названный предмет больше предыдущего, дети встают на цыпочки и поднимают руки вверх.
• Если названный предмет меньше предыдущего, дети приседают.
• Например:
• «Горшок стоял, Федот ходил, в машине сидел, колбасу ел».
Можно адаптировать под разные возрастные группы и уровни математических навыков. Эту игру можно модифицировать для закрепления знаний других математических концепций, таких как:
• Выше - Ниже
• Шире - Уже
• Толще - Тоньше
• Длиннее – Короче
• и многое другое
Мы также можем адаптировать многие игры для проведения на улице. Например, организовать весёлую игру с мячом «Дни недели», которая сочетает в себе физическое движение с изучением дней недели. Игра простая, но увлекательная, развивает командную работу, координацию и когнитивные навыки.
Игра «Запрещённое число» Игроки стоят в кругу и считают от 1 до 10, но с одним условием — они не могут произносить конкретное «запрещённое» число. Вместо этого они должны хлопнуть в ладоши или выполнить другое задание.
Эта игра не только развивает математические навыки, такие как понимание математических последовательностей, но также повышает физическую активность, координацию и реакцию игроков. Кроме того, игра требует от игроков внимательности и организованности, что способствует развитию их когнитивных способностей.
Игры на улице имеют ряд преимуществ. Они позволяют детям получать свежий воздух и физическую активность, что важно для их здоровья и развития. Кроме того, игры на улице могут быть более интересными и интерактивными, чем игры в зале, что может повысить мотивацию и интерес детей к математике.
В рамках занятий физкультурой на свежем воздухе можно играть с дошкольниками в математическую игру под названием «Прыжки по числовой линии». Эта увлекательная игра сочетает в себе физические движения с математическими концепциями, что делает ее прекрасным способом познакомить детей с основными математическими навыками. Распознавание и понимание числовых последовательностей. Базовое сложение и вычитание.
Подвижно-дидактические игры «Числовая змейка», «Быстро занять места», «Разноцветные цепочки» могут решать не только несколько задач математической направленности (закрепление представлений о числовом ряде, о прямом и обратном счете, представлений детей об увеличении или уменьшении числа на 1, но и дают возможность удовлетворения потребности детей в движении, дети, выполняя коллективные задания, постоянно передвигаются. Наряду с этим, дети имеют возможность видеть, оценить правильность выполнения задания как самого себя, так и других участников игры, что немаловажно при формировании и развитии таких качеств как самостоятельность, инициативность и самооценка. Эти игры яркий пример того, как математика и физическое воспитание могут быть объединены для создания веселого и увлекательного опыта обучения. Развивают аналитические способности, внимание и память посредством решения математических задач.
Веселая и динамичная игра «Найди свою варежку», которая развивает основные навыки в математике, геометрии и физической активности. Эта игра идеально подходит для дошкольников. Игроки получают карточки с геометрическими фигурами разных цветов, напоминающие варежки. По сигналу играющие разбегаются. По сигналу «Найди свою варежку!»-играющие, находят себе пару. Ведущий спрашивает, какая геометрическая фигура и какого она цвета. Далее дети меняются карточками, и игра повторяется.
Эти игры — отличный способ сделать изучение математики увлекательным, интерактивным и доступным для дошкольников.