Наталья Коломина
«Использование Информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения» часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
4.2. Условия проведения занятий.
1. Занятия проводятся с детьми 4-х лет и старше.
2. Методика рассчитана на курс, состоящий из 10-15 сеансов, проводимых ежедневно.
3. Время проведения одного сеанса не более 10 мин.
4. Монитор компьютера устанавливается таким образом, чтобы на его экране не было бликов и отражений от источников света в помещении и окружающих предметов.
4.3. Использование компьютерной системы для лечения амблиопии.
Публикация «„Использование Информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения“ часть 2» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Применение компьютерных технологий в процессе коррекции зрительных нарушений позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи тифлопедагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствуют упражнения «ТИР» и «ПОГОНЯ», компьютерные программы «Цветок», «Кленок», «Чибис», «еУе», «Контур». Специальные упражнения по вышеуказанным программам проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на синоптофоре и других аппаратах. Это упражнения на совмещение, слияние, накладывание одного изображения на другое; подборка цветного изображения контурному или силуэтному и точное совмещение их; выполнение действий по словесным описаниям в определенной последовательности. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового).
При лечении амблиопии используются упражнения «Тир» и «Погоня», выполняемые в игровой форме. Эти упражнения выполняются монокулярно, с окклюзией лучше видящего глаза. При двусторонней амблиопии окклюзия проводится поочередно для каждого глаза. Кроме того, для лечения амблиопии предлагается ряд упражнений из группы «Совмещение».
При выполнении упражнения «Тир» ребенок видит на экране изображение круга и квадрата разных цветов, появляющихся в случайных местах темного экрана. Ребенку предлагается с помощью манипулятора «мышь» перемещать круг по экрану до совмещения его с квадратом. Ребенок, сопровождая взглядом перемещающийся круг, должен зафиксировать нажатием клавиши «мыши» совмещение круга и квадрата». Совмещение или несовмещение сопровождается разными звуковыми сигналами, совмещение фигур дополнительно сопровождается световой вспышкой, после которой круг и квадрат исчезают. По окончании упражнения дается информация о полученных баллах.
Общее раздражение светом сетчатки за счет яркой вспышки оказывает растормаживающее действие на функцию амблиопического глаза и повышает возбудимость коркового отдела соответствующей половины зрительного анализатора.
Упражнения «Тир», «Погоня», «Совмещение» повышают остроту зрения, восстанавливают правильную зрительную фиксацию, а также позволяют развивать монокулярную пространственную локализацию и тренировать глазодвигательные мышцы.
5. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе в группах компенсирующей направленности.
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям-дефектологам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
6. Обеспечение безопасности работы на компьютере
Несомненно, занятия на компьютере оказывают положительное влияние на психическое и речевое развитие ребенка, но при условии, что пользуется он умной машиной в соответствии с существующими правилами. Однако при работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий. Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, проведенных с использованием современной компьютерной техники, попробуем разобраться с опасностями, реальными и мнимыми, которые таит в себе компьютер.
Опасность реальная: нагрузка на зрение
Это, пожалуй, самый главный страх всех родителей. И, в общем-то, есть чего бояться: при интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения.
Влияние компьютера на зрение можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, для школьника можно покупать 17-дюймовый монитор. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.
Правильное освещение – естественный свет, падающий слева, а в темное время суток лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу. Игры со звуком считаются более предпочтительными, так как снижают степень нагрузки на зрительный анализатор. Самое главное - внимательно следите за тем, в какие игры играет ваш ребенок, и ограничивайте количество времени, проведенное за игрой, где нужна максимальная концентрация внимания и быстрота реакции. Ограничивать время необходимо в любом случае, даже если ребенок занят развивающей игрой.
Так, по данным проведенных исследований, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии, Это может привести к развитию близорукости. При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й минутах появлялось двигательное беспокойство, которое нарастало и усиливалось к концу занятия. Увеличивалось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровождалось снижением функциональных возможностей зрительного анализатора и ЦНС.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей 5-6 лет не должна превышать 10 минут. Без ущерба для здоровья младшие школьники могут работать за компьютером не более 15-20 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья — только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день, не позже 9 часов вечера. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, следует дозировать индивидуально, в соответствии с рекомендациями врача.
В качестве наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером для детей дошкольного возраста могут быть рекомендованы вторник, среда и четверг. Необходимо обязательно чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультурными паузами для глаз. Специальный комплекс упражнений для глаз представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Через 15 минут зрительной нагрузки рекомендуется закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 минуты. Через следующие 15 минут работы подвигать глазными яблоками вверх, вниз, в стороны (2-3 минуты). Через 30 минут занятий сделать паузу 10 минут, заняться физической работой по дому. Полезно также пребывание на воздухе. Спортивные занятия, туризм, длительные прогулки снимают зри-тельное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ.
Опасность мнимая: радиация
К счастью, это только страшилка наших бабушек и мам. Современные мониторы радиационного излучения не производят, как и системный блок компьютера. От монитора есть небольшое рентгеновское излучение, но оно в несколько раз ниже естественного радиационного фона, а потому не представляет какой-либо опасности для здоровья человека.
Опасность реальная: высокочастотные электромагнитные поля
Основной источник этой опасности - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. Будьте внимательны: в современных мониторах такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора, а впереди незначительно. Поэтому нельзя наклоняться над монитором, ставить его лучше задней стенкой к стене.
Опасность реальная: электростатическое поле высокой напряженности
Это довольно вредное излучение, которое действует как раз на расстоянии полуметра от экрана, где находится пользователь, разгоняя осевшие на экран пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияя на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения. Кондиционеры, пылеуловители, ионизаторы, влажная уборка и проветривание помещения снижают вредное воздействие электростатического поля. Также эффективно умывание холодной водой сразу после занятия на компьютере. Для того чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.
Особое внимание хотелось бы уделить вопросу о выборе между жидкокристаллическим монитором и обычным ЭЛТ-монитором. Для многих родителей выбор безоговорочен в пользу ЖК-мониторов, ведь главное достоинство жидкокристаллических мониторов состоит в том, что они абсолютно безвредны для здоровья. ЖК-монитор ничего вредного не излучает, занимает мало места, в нем отсутствуют геометрические искажения в изображении, потребляет мало энергии, не реагирует на различные устройства, излучающие электромагнитные волны (тот же мобильный телефон). Однако у жидкокристаллических мониторов есть и существенные недостатки. Среди них недостаточный угол обзора для качественного изображения: отклоняясь от него, человек видит менее четкое изображение. Кроме того, недостатками являются некорректное отображение динамичных сцен в фильмах и анимации, а также существенные отклонения в цветопередаче у некоторых моделей, а для ребенка это является очень важным.
С другой стороны, производители ЖК-мониторов совершенствуют свой продукт и успешно борются с этими недостатками. Поэтому, сделав выбор в пользу ЖК-монитора, покупайте только последние модели, недостатки которых практически сведены на нет.
При покупке монитора следует учесть, что он должен соответствовать международным стандартам безопасности - MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR- Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм. 4. Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене.
На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети, особенно дошкольники, пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
Опасность реальная: неудобная поза
К сожалению, это одна из самых главных проблем, с которыми сталкиваются родители, состоит в том, что ребенок смотрит на экран и одновременно должен держать руки на клавиатуре или работать мышью, застыв в такой позе на довольно большое количество времени. В результате долгого сидения в неподвижном положении появляются боли в мышцах шеи, спины, головные боли, болят суставы кистей рук, что может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля.
Для того, чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель. Именно специализированная детская мебель поможет уменьшить нагрузку и сохранить правильно положение при работе за компьютером.
Ребенок должен сидеть за столом так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно нормам для детей ростом 115—130 см рекомендуется высота стола 54 см, высота сидения стула — 32 см. Для детей ростом выше 130 см — соответственно 60 и 36 см. Стол обязательно должен быть со специальной выдвижной доской для клавиатуры. При работе с мышью локти ребенка располагаются на столе, руки не должны висеть в воздухе. Его следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
Стул должен быть обязательно с твердой спинкой, с регулируемой высотой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси.
Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50—70 см от видео-терминала (дисплея, но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
Поза ребенка — прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3— 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специ-альной подставке (опора для ног обязательна). Во время работы с компьютером гораздо лучше, когда малыш ерзает, нежели сидит, не шелохнувшись. Ведь двигаясь, ребенок меняет положение своего тела, а это значит, что мышцы спины работают.
Опасность реальная: психическая нагрузка
Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается ребенок. Так, например, игры разряда "DOOM" требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому родителям довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа. Первый: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второй: контроль со стороны родителей за содержательной стороной игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете.
К сожалению, ограничить вашего ребенка только развивающими игрушками, скорее всего, не удастся. Не печальтесь, существуют игрушки с космическими кораблями, "бродилки", в которых вы не увидите убийств и крови. А вот от злых, жестоких игр необходимо уберечь ребенка совсем, желательно чтобы он не видел таких игр или максимально отдалить знакомство с ними. Так, если папа жизни своей не представляет без пальбы по отвратительным монстрам с кровавыми подробностями, ребенок не должен находиться рядом, а звук игры следует без сожаления выключать.
Родители должны понимать, что нельзя просто запустить на компьютере развивающую игру и оставить ребенка с ней наедине, даже если она строго ориентирована на возраст вашего малыша.
Дело в том, что компьютер для ребенка не должен являться средством получения новой информации, скорее это средство для закрепления и запоминания ее. Сначала мама и папа рассказывают малышу о чем-то интересном, читают об этом книжку, а уж потом ставят интересную игру.
Несмотря на то, что родители правильно оборудуют рабочее место своего ребенка, полностью исключить вредное воздействие компьютера вряд ли удастся, особенно если чадо целыми днями играет в полюбившуюся игрушку. Поэтому, если в жизнь вашего ребенка прочно вошел компьютер, не стоит забывать о необходимой физической активности и о том, что даже самые лучшие компьютерные игры делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным, если играть в них постоянно.
Очевидно, что педагоги и родители, использующие в своей работе с детьми компьютерные средства обучения, обязаны заботиться о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Использование современных компьютеров и соблюдение вышеизложенных рекомендаций сводит до минимума отрицательное влияние компьютера на человека.