Анна Любарская
Использование информационно-компьютерных технологий как средства развития личности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ, как средства развития личности педагогов»
ИКТ на сегодняшний день - это полифункциональное средство в педагогике. Мы рассматриваем ИКТ и как средство обработки, хранения и представления информации, и как средство повышения качества образовательного процесса, и как средство организации познавательной деятельности, и как средство педагогической коммуникации. Но сегодня рассмотрим его в несколько ином ракурсе – как средство развития личности педагога.
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий как средства развития личности педагогов» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность вопроса определяется Новыми квалификационными требованиями и квалификационными характеристиками педагогов, центральное место в которых занимают профессиональные педагогические компетентности, в том числе и информационно-коммуникационные. Формирование информационной культуры личности педагога, а в частности его ИКТ компетентности, можно, рассматривать в качестве одного из направлений методической работы. При организации этой работы необходимо:
1. Для формирования информационной культуры педагога на первом этапе необходимо было: создать МТБ, сформировать начальную компьютерную грамотность, создать условия для формирования информационного пространства воспитателя, способствовать непрерывному самообразованию педагогов в области ИКТ.
2 И далее, формирование ИКТ грамотности решалась в рамках системы повышения квалификации и было составной частью методической работы ДОУ.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Формирование ИКТ грамотности педагогов нашего ДОУ проходило в несколько этапов:
1) «Компьютерный всеобуч», заложивший базовый уровень, давший педагогам элементарные навыки работы на компьютере ( Программы: Word, PowerPoint. Excel, Publisher). Этот этап стал для некоторых педагогов стартовой точкой для дальнейшего самообразования в области ИКТ.
2)Создание творческой группы. Чтобы не утратить положительный опыт работы по использованию ИКТ, было решено создать творческую группу по ИКТ, которая объединила бы педагогов, интересующихся данной технологией и желающих продолжить работу по ее разработке. Это был мощный стимул к саморазвитию и самообразованию.
3)Самообразование. Именно самообразование является той движущей силой, которая не позволяет педагогу останавливаться на достигнутом. Опыт показывает, что остановка может привести к потере тех позиций, которые были достигнуты. Поэтому, нужно не спеша, хотя бы маленькими шагами, но двигаться вперед. (Можно предложить педагогам тему для самообразования «Использования ИКТ в образовательном процессе», «Мультфильм своими руками», «Использование компьютерных программ (игр) на математике (при подготовке к обучению грамоте)», «Создание простейших электронных заданий и игр» и т. п.)
4. Методическая работа. Необходимо обязательное максимальное включение всех педагогов, овладевающих ИК-технологиями в методическую работу ДОУ. (Поручать распечатку буклетов, подготовку презентаций, фильмов, организацию и проведение мастер-классов, консультаций, открытых занятий, семинаров, предполагающих использование ИК-технологий.) Методическая работа в этом плане дает благодатную почву для формирования профессиональной компетентности педагога. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Таким образом, направления поддержки саморазвития предполагают :
1. Ведение, оформление, документации.
Эксель: таблицы, графики (для представления результатов работы) В процессе образовательной деятельности педагог составляет рабочую программу, оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога : во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, могут быть использованы электронные ресурсы. Создание электронной библиотеки ДОУ, наполнение «своего» раздела заставило каждого педагога порыться в интернет-ресурсах. При подготовке к педсоветам, семинарам, консультациям для всех педагогов для всех педагогов обязательным было создание презентаций. Издание тематических буклетов (самостоятельно-разработанных, памяток, программок позволило закрепить навыки работы в соответствующих программах. В методическую работу был включён также и даже показ перспективных возможностей – создание, электронных игр, фильмов и мультфильмов.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Использование разнообразного иллюстративного материала, Использование Internet – ресурсов, занятия с мультимедийной поддержкой и использование презентационных материалов, созданных с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ, создание простейших электронных игр (Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
Игры-путешествия, "бродилки» позволяют сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным и комфортным. Проведение открытых занятий с применением ИКТ-технологий (презентации, программы, простейшие электронные игры-задания) повышают статус педагога.
4. Поддержка самообразования, образовательных инициатив, популяризация опыта педагога, создаёт положительный имидж, мотивирует к саморазвитию и развивает личность педагога.
Таким образом, самообразование – важное звено в системе методической работы. Компьютерные технологии и возможности обновляются с невероятной скоростью, и саморазвитие в профессиональном и личностном росте является важнейшим условием успешности педагога.