Ирина Ивановская
Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми. Использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.
Публикация «Проект „Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту, занятия. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. У дошкольников приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений происходит главным образом путем самообучения в процессе игры. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у ребенка практически нет психологического барьера перед этой техникой.
Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога :
Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
Психологически облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;
Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);
Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;
Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др., необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;
Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения;
Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему.
Нормативно-правовая база:
Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав МДОУ №85, Образовательная программа МДОУ №85.
Проблема:
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится использованию ИКТ технологий, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. В современном компьютеризированном обществе мышление детей становится «клиповым», поэтому использование ИКТ в деятельности педагога-психолога становится актуальным.
Цель:
Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
1. Внедрить информационные технологии в процессы воспитания и развития;
2. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление);
3. Повышать мотивацию познавательной деятельности детей;
4. Снимать усталость и расслаблять глаза;
5. Тренировать усидчивость и выносливость;
6. Знакомить с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта.
Вид проекта :
Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на развитие и коррекцию познавательной сферы воспитанников.
По продолжительности проведения он является проектом долгосрочным.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-технические :
разработка видеороликов, игр-презентаций для образовательного процесса.
проведение интернета.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап – подготовительный
• разработка и изготовление видеороликов, игр-презентаций.
2 этап – внедренческий
• апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс;
• обновление и обогащение методической копилки (видеоролики, игры-презентации);
3 этап – оценочный
• анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов;
• обобщение опыта работы.
ЭТАПЫ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ
Подготовительный 1. Повышение собственной компетенции по данному вопросу.
2. Освоение новых технологий. • Ознакомление и освоение технологии изготовления видеороликов, игр-презентаций.
1. Разработка и изготовление видеороликов:
Хромотерапия:
• Видеоролики на погружение в цвет (по темам занятий);
• Видеоролики на развитие познавательной сферы.
Коррекция эмоционально-волевой сферы:
• Видеоролики на ознакомление с эмоциями (радость, грусть, обида, злость, вина, страх)
2. Разработка и изготовление игр-презентаций:
Коррекция познавательной сферы:
• Игры-презентации на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.
январь 2015 –
май 2015
Внедренческий 1. Реализация поставленных задач.
2. Обогащение развивающей среды. • Включение ИКТ в образовательную деятельность детей.
• Создание методической копилки. по плану
Оценочный Оценка эффективности проведения работы с детьми. • Диагностика и мониторинг. по завершению занятий.
Оценка эффективности работы педагога-психолога. • Подведение итогов работы.
Определение перспектив работы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение эффективности процесса развития и коррекции.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
4. Раскрытие личностного потенциала воспитанников.
5. Повышение уровня собственного профессионального мастерства.
Литература:
1. Интернетсайт: Неформальное научно-исследовательское образовательное объединение "Визуальная школа" https://www.vischool.rxt.ru.
2. Интернет: https://mtu-net.ru/balass. Генеральный директор - Бунеев Искандер Николаевич
3. Кулагина И. Ю., ред. Педагогическая психология.
4. Терещенко А. В. Мультимедийная поддержка коррекционного процесса.