Светлана Мясникова
Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогичских подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации – достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка дошкольного возраста. В настоящее время значительно возросли требования к физическому, психическому, умственному и речевому развитию детей дошкольного возраста к моменту выпуска их из детского сада в школу. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Использование современных информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в приобщении детей к компьютерному миру, как можно раньше, а именно уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным.
На сегодняшний день внедрение компьютерных технологий в ДОУ является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в воспитательной работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достижению поставленных целей и решению задач на занятиях и, в целом, оптимизирует образовательную работу воспитателя.
Первые опыты применения компьютера показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
• активизировать познавательную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Так, появление в мировой практике все более совершенного программного обеспечения, адаптация его к возможностям детей дошкольников позволяет не только обогащать их знания, но и использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, а также повышать креативность ребенка, умение оперировать символами на экране монитора, что способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно, что значительно развивает его эмоционально-волевую сферу и личность в целом;
• актуализировать знания, приобретенные ранее. Большая часть знаний, полученных такими детьми на традиционных занятиях, не используется последними в свободное от занятий время и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Игровая компьютерная среда позволяет их актуализировать, а желание играть приводит к мотивации их приобретения;
• развить мелкую моторику, сформировать моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. При применении компьютерных технологий совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Применение компьютера в педагогическом процессе детей позволило выявить ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения :
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает интерес у детей и желание работать дальше;
• компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать;
• компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения, одновременно с этим, в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в своих силах;
• компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые ребенок не может увидеть в своей повседневной жизни.
Благодаря реализации вышеперечисленных условий, применение компьютера в процессе обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, позволяет нивелировать их специфические особенности развития и достичь следующих результатов:
• дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
• глубже постигаются понятия числа и множества;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
• тренируется внимание и память;
• раньше овладевают чтением и письмом;
• активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
• развивается сенсомоторика детей : уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора.
• воспитываются целеустремлённость и сосредоточенность;
• развиваются воображение и творческие способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только «исполнять», но и «создавать»;
• развиваются навыки коммуникативного общения методом овладения детьми способов понимания эмоциональных состояний других людей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:
- информационно-компьютерные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.
Применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.
Литература
1. Дошкольник и компьютер : мед. -гигиен. рекомендации / под ред. Л. А. Леоновой. - М. : Изд-во Моск. психол-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 62 с.
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Леонова Л. А. Некоторые итоги и перспективы исследования проблемы «Компьютер и здоровье ребенка» // Новые исследования. - 2003. - С. 53-68.
4. Современные технологии обучения дошкольников/авт. сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223с.