Горлова Елена
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Современные информационные технологии и техническое обеспечение открывают перед нами, педагогами широчайшие возможности. В моей профессии музыкального руководителя. Я использую различные средства ИКТ как:
• источник учебной информации,
• средство подготовки и хранения материала для занятий,
• способ ведения методической работы,
• средство работы с документацией,
• наглядное, визуальное пособие на занятии,
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
• возможность общения с коллегами в сетевых сообществах и на методических мероприятиях.
Музыкальный зал нашего детского сада оснащен программно-техническим и интерактивным комплексом, включающим в себя музыкальный центр, ноутбук, синтезатор, интерактивную доску. В музыкальном зале есть телевизор, используемый как SMART TV, то есть мы можем через интернет смотреть мультфильмы и кинофильмы, так же возможно подключение к DVD. На открытых просмотрах используется фотоаппарат и видеокамера.
Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении детям музыкального и дидактического материала, визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, заинтересованность, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.
ИКТ в полной мере используется в работе с педагогами, и родителями наших воспитанников. Например, мы широко применяем компьютерные технологии для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. Традиционными стали презентации и слайд-шоу для родителей перед началом утренников и на родительских собраниях, рассказывающие о жизни детей их группы.
Когда у педагогов нашего детского сада появилась потребность усовершенствовать процесс планирования работы с детьми, то в результате непростых поисков у меня сложилась определённая система календарно- тематического планирования музыкальных занятий в виде таблицы.
В заголовках столбцов отображаются:
• тема недели,
• репертуар по направлениям образовательной работы (по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах,
• задачи по музыкальному развитию (образовательные, развивающие, воспитательные,
• методы и приемы интеграции образовательных областей,
• совместная деятельность с детьми,
• пособия и материалы для музыкальных занятий и самостоятельной деятельности детей,
• работа с родителями.
Разработка плана в электронном виде позволяет легко прослеживать всю текущую работу, выполнять анализ и коррекцию содержимого.
Для обработки, систематизации и хранения документов, файлов и музыкального материала мною создана медиатека. Тематические подборки сгруппированы в папки в алфавитном порядке.
Например, мне нужно рассказать детям о скрипке. В теме «инструменты», в разделе «струнные», в папке я нахожу аудио, видео, фото- материал, дающий ребенку широкое представление о внешнем виде, о звучании, о приемах игры, о великих музыкантах и мастерах, создателях инструментов.
В соответствии с осенней тематикой и темой недели "Приметы осени", я открываю папку «Осень», где таким же образом собран материал: «музыка об осени», «осенние картинки», подборки о дожде, грибах. Здесь же при подготовке к праздникам я формирую папки с фонограммами музыки для каждой группы.
У каждого педагога собрано много тематических картинок, вырезок из старых книг, потерявших эстетическую ценность. Я сканирую и редактирую нужный мне материал и использую по необходимости.
При редактировании, создании файлов и документов, я пользуюсь пакетом Mikrosoft Office (Word, Excel, Paint, Pikasa 3, диспетчер рисунков). В программе Power Point сделано мое портфолио, презентации для проведения занятий, различные слайд шоу.
Приложение к нашей интерактивной доске Skreen Media дает возможность делать графические значки, схемы, простые рисунки, мнемотаблицы к песням, надписи на интерактивной доске маркером даже во время занятия и быстро переключать подготовленные файлы.
Я пользуюсь и другими программами. Adobe Photoshop- многофункциональный графический редактор использую для обработки фото, для создания анимаций, наглядного материала, деталей костюмов, оформления праздников.
Программу Sony Vegas я использую для видео монтажа, вырезки из видео какого-то отдельного номера- песни, танца и др., для создания фото путем выбора кадра из видео.
Программу Sound Forge Audio Studio (для обработки музыки) я применяю при создании фонограмм - танцевальных, песенных. Часто в сюрпризных моментах требуются волшебные голоса и тембры (хрустальные, скрипучие, рычащие, механические, электронные). Это решается путем записи через микрофон с последующей обработкой.
В медиатеке много материала, показывающего мою методическую работу (фото праздников и развлечений, игровых программ с родителями, оформление музыкального зала, коллекция костюмов, пособий и материалов, видео номера детских выступлений).
Конечно же, главным инструментом в моей работе является синтезатор. Он заменяет пианино, превосходя чистотой звучания, мобильностью, возможностью быть обращенной лицом к детям. Это широкая база тембров, ритмов, музыкальных стилей. Это возможность записи фонограмм, то есть при разучивании хороводов и танцев можно оторваться от инструмента и подойти к детям.
Подводя итог, отмечу- использование компьютерных технологий помогает нам, музыкальным руководителям эффективней организовать свою работу и более полно раскрыть, развить и реализовать музыкальные способностей ребенка- дошкольника.