Елена Вячеславовна Некрасова
Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Выполнила: Некрасова Е. В. учитель- логопед МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Бор
Введение.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно.
Публикация «Использование компьютерных презентаций в работе по лексико-грамматическим темам с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Эфективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения.
Компьютерные презентации можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.
Особенности работы с детьми дошкольного возраста с ОНР с использованием компьютерных презентаций.
В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
6. ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
7. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
8. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) можно использовать компьютерные презентации.
Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:
1. одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
2. возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;
3. визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:
1. Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
2. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
3. Формирование зрительно-пространственных отношений.
4. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
5. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
6. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Компьютерные презентации приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка:
1. использование новых моделей компьютера;
2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
3. проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
4. включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия:
• Образовательный аспект:
восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
• Коррекционно-развивающий аспект:
развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
• Воспитательный аспект:
воспитание усидчивости, терпения и умения организовать самостоятельную работу.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
У детей с ОНР быстрее развиваются:
• зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, произвольная память, активизируется внимание ребенка, образное и абстрактное мышление, произвольность, умение построить план действий;
• формируется познавательная мотивация;
• формируется словарный запас;
• исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного материала;
• дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
1. определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном занятии;
2. разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
3. отобрать и обработать материал так, чтобы не допустить перегруженности;
4. продумать простое композиционное решение слайдов;
5. заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть доступным, лаконичным и выразительным);
6. определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
7. в целях профилактики зрительного утомления целесообразно включить в занятия офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз);
8. продумать предшествующую показу и последующую работу учеников.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Преимущества использования презентаций на занятиях учителя-логопеда:
• качество наглядного материала;
• мультимедиа среда выше по информационной плотности;
• представление учебного материала в доступной форме;
• реализация развивающего обучения, проблемно-диалогического и дифференцированного подхода;
• оценка уровня усвоения изучаемого материала;
• решение проблемы дефицита подвижной наглядности;
• возможность многократного повторения изучаемого материала.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо знать, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не разово, а систематически.
В дошкольных учреждениях мультимедийные презентации применяются на занятиях логопеда для детей с общим недоразвитием речи, так как у этих детей снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность, внимание детей удерживается дольше.
Вывод. Компьютерная презентация учителя-логопеда - инновационное компьютерное наглядное пособие для обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и особенностями эмоционально-волевой сферы.