Ирина Балахонова
Конспект ООД «Гласные: А, У, О; согласные: С, М, Х, Ш, Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Гласные : А, У, О; согласные : С, М, Х, Ш, Л»
Образовательная область:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Детский возраст: старшая группа
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: группа
Словарная работа: составление предложений, разучивание стихов.
Оборудование: фланелеграф, настенная доска, мольберт
Темочки:
- Гласные звуки
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Раздаточный материал: разрезные азбуки на каждого ребенка, схемы слов на каждого ребенка, круги на каждого ребенка.
Цель: закреплять название букв, соотнесение их в группы: гласные и согласные, формировать умение в прочитывании слогов, составление слов по заданному слогу. Дать представления в отдельных единицах речи: звук, слог, слово, предложение. Чтение повествовательных предложений из двух – трех слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в начале предложения. Составление схемы предложения. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам, работа по разрезным азбукам различного формата.
Задачи:
1. Закрепить гласные звуки : А, У, О ; согласные звуки : М, С, Х, Ш, Л. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Упражнять в чтении слогов. Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов; 2. Составлять схемы предложений.
3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания; Развивать общую моторику, учить координировать движения с речью.
5. обогащать словарь, развивать речь детей.
Ожидаемый результат: Знание букв А, У, О,, М, С, Х, Ш, Л. ; Способность самостоятельно составлять и читать слоги и слова с ними. Составлять схему предложения.
Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками : А, У, О, ; согласными звуками : М, С, Х, Ш, Л. ; групповое и индивидуальное чтение по слогам; знакомство.
Материал: шапочки – символы; таблицы с картинкой (начало, середина, конец); кассы букв, слоги, книга.
Ход ООД:
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь поздороваемся мимикой (улыбается и машут руками)
Сегодня на занятии мы будем с вами много разговаривать играть и выполнять задания.
Но сначала вспомним правила, как нужно вести себя на занятии:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять
Но друг, другу не мешать
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
Основная часть.
- Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости на страницы книги. А кто живет в книгах? (В книгах живут буквы, слоги, слова, предложения). И для того, чтобы нам попасть на страницы книги мы должны превратиться в буквы. (Наденем шапочки и превратимся в буквы, девочки надевают шапочки с гласными буквами, мальчики – с согласными)
- Вот сейчас мы с вами можем попасть на страницы книги. Но посмотрите, буквы у всех разные, может. Есть буквы раскрашенные красным цветом, есть буквы синим цветом.
Какие буквы мы обозначаем синим цветом
Дети: гласные
Каким цветом мы обозначаем синим цветом?
Дети: согласные
А вы знаете, ребята, чем отличаются гласные буквы от согласных?
- Буквы А, У, О – гласные звуки, эти звуки мы произносим только голосом, никакой преграды во рту не возникает.
- Буквы С, М, Х, Ш, Л – согласные звуки, при произношении этих звуков во рту возникает преграда, их мы не можем спеть, произнести громко, нам мешает язык, зубы, губы.
Ребята, что вы можете рассказать про каждую из букв.
А – начало алфавита
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
(Кристина)
Буква У – два длинных ушка
Или У дубочка два сучочка
В этой букве нет угла
Оттого она кругла
Настя)
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
Лиза
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно!
Солнце спряталось за лес,
Месяц. светит…буквой-С. (Савелий)
Ш — большая шалунишка,
Ее редко встретишь в книжке.
На забор похожа, вот,
Но тот забор — наоборот! (Вова)
К нам в гости буква Л пришла,
Её Лариса нам нашла,
Подарила Лене, Алле,
А вы её узнали? (Дима М)
Повстречала Мишку Мышка
И сказала: слушай, Мишка,
Мы с тобой похожи тем,
Что и ты, и я – на М. (Вадим)
- Мы рассказали про буквы, теперь мы еще раз назовем гласные звуки (мальчики говорят, согласные звуки (называют девочки)
Молодцы. Проходим за столы.
1,2,3,4 Мы шагаем по квартире
1,2,3,4,5 Будем смело выполнять.
Сейчас я вам предлагаю игру «Живые слоги»
Но сначала все откроем кассу букв.
По вызову педагога по очереди выходят дети из одной и из другой команды, поворачиваются к детям, дети читают полученный слог, а вы ребята попробуйте сложить слог у себя из кассы букв.
Молодцы. В игру поиграли.
- А сейчас мы вспомним, в каких словах встречаются данные звуки в трех позициях (начало, середина, конец) У вас у всех есть на столах схемы и кружок желтого цвета. Вам нужно определить нужный звук в данных словах. Шапка – Ш, аквариум-М, колобок –Л, петух- Х, Слон- С, письмо –О, Утка –У, Арбуз- А.
Работа по таблицам
Физминутка.
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево
Оглядели потолок
Посмотрели все вперед
Раз согнуться, разогнуться
Два согнуться, потянуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
Пять и шесть, тихо сесть.
Игра «Четвертый лишний»
Чтение слогов по карточкам, с договариванием (слога) до полного слова.
МА, СО, ША, ЛУ, СА, ХО.
Ребята так как мы попали в книгу и «Колобок» это герой из книги сказок и ему так понравилось как вы угадывали место зкука в словах и он захотел вам дать задание. Придумайте предложение про колобка. Предложения будем составлять по схеме, которая у меня на доске. Но сначала вспомним из чего состоит предложение?
Дети: из слов.
Молодцы!. Определите сколько слов в этом предложении?
Попробуйте составить предложение про «Колобка» (составление предложения из 2, 3 слов; Колобок катится, Колобок встретил лису и т. д.)
Предложение
Устно составляется предложение из двух, трех слов по схеме на доске.
Педагог показывает детям схему предложения, определяется количество слов в предложении, как написано первое слово, что стоит в конце предложения, дети (на подготовленных карточках) составляют предложения
- А сейчас я предлагаю вам, создать свою книгу, я приготовила странички, но на них не все закончено. (на страничке предложены картинки на изученные буквы, слева картинки на гласные буквы, справа картинки на согласные буквы. Еще раз повторяются гласные и согласные звуки
- Как вы видите, страничка нашей книги заполнена не вся, это потому что изучили мы еще не все буквы, нам с вами еще предстоит познакомиться с остальными буквами и закончить нашу книгу.
Рефлексия
- Сегодня вы хорошо поработали, давайте вспомним, что вам большего всего понравилось? Что было очень трудно? С чем бы вы ещехотелипоработать?